Проблемы образования на страницах журнала СоцИс

Проблемы образования на страницах журнала СоцИс


Зборовский Г. Е.

Доктор философских наук, заслуженный деятель науки РФ, профессор-исследователь кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления Уральского федерального университета, Екатеринбург, Россия. garoldzborovsky@gmail.com

DOI: 10.31857/S0132162524070108
ID статьи на сайте журнала:


Ссылка при цитировании:

Зборовский Г. Е. Проблемы образования на страницах журнала СоцИс // Социологические исследования. 2024. № 7. С. 98-111.
DOI 10.31857/S0132162524070108


Аннотация

В статье рассматриваются вопросы публикационной активности журнала «Социологические исследования» по проблемам образования за 50 лет его работы. Характеризуются четыре периода: 1974–1989 гг., 1990–2000 гг., 2001–2010 гг., 2011–2024 гг. Раскрыта тенденция роста публикационной активности журнала по проблемам образования за прошедшие полвека. Показывается процесс формирования авторского актива по проблематике образования, включающего в свой состав ведущих социологов СССР и России. На первом этапе публикации отражали конституирование социологии образования как отрасли знания, ее взаимодействие с науками об образовании, «идеологическую» зависимость от позиции партийного руководства, а также интерес к школьному и профессионально-техническому образованию в стране. Специфика публикаций второго периода выражена интересом к высшему и социологическому образованию, к методологии исследования проблем образования. Журнальные статьи третьего этапа отражают расширение направлений исследований образования разных видов и уровней, а также доминирование проблематики высшего образования и вузовских общностей. На четвертом этапе актуализируется обращение к острым дискуссиям о судьбе российского образования в условиях институциональных реформ, социальных, экономических и политических вызовов, связи образования с другими сферами общества.


Ключевые слова
образование; социология образования; высшее образование; социологическое образование; публикационная активность журнала; историко-социологический анализ; периодизация социологии образования


Список литературы

Афанасьев В.Г. Обучение и образование в условиях научно-технической революции (социальные аспекты) // Социологические исследования. 1974. № 1. С. 33–40.

Болотин И.С., Козлова О.Н. Социология и образование // Социологические исследования. 1997. № 3. С. 93–104.

Буланова М.Б. Социологическое образование в России (1960-е годы – настоящее время) // Социологические исследования. 2008. № 12. С. 14–25.

Вишневский Ю.Р., Рубина Л.Я. Социальный облик студенчества 90-х гг. // Социологические исследования. 1997. № 10. С. 56–69.

Грудзинский А.О. Университет как предпринимательская организация // Социологические исследования. 2003. № 4. С. 113–121.

Дежина И.Г., Ключарев Г.А. Российское образование для инновационной экономики: «болевые точки» // Социологические исследования. 2018. № 9. С. 40–48.

Добрускин М.Е. Социально-психологический портрет вузовского педагога // Социологические исследования. 1995. № 9. С. 137–141.

Зборовский Г.Е. Образование: научные подходы к исследованию // Социологические исследования. 2000. № 6. С. 21–29.

Зиятдинова Ф.Г. Образование и наука в трансформирующемся обществе // Социологические исследования. 1998. № 11. С. 66–71.

Зубок Ю.А., Чупров В.И. Социокультурный механизм формирования отношения молодежи к образованию // Социологические исследования. 2013. № 1. С. 78–90.

Ключарев Г.А. «Разрыв» образования и рынка труда: мнения экспертов // Социологические исследования. 2015. № 11. С. 49–56.

Ключарев Г.А. О подготовке инженерных кадров для наукоемких производств (взгляд работодателей) // Социологические исследования. 2020. № 3. С. 51–59.

Ключарев Г.А., Тюрина И.О. Болонский процесс: успехи и сомнения // Социологические исследования. 2023. № 4. С. 84–93.

Константиновский Д.Л. Размышления о социологии образования // Социологические исследования. 2008. № 7. С. 117–124.

Кораблева Г.Б. Об институциональном подходе к исследованию связи профессии и образования // Социологические исследования. 2000. № 6. С. 48–51.

Костенко В. В., Яковлев Г.А. Состав авторов журнала «Социологические исследования», 1975–1982 гг. // Социологические исследования. 2014. № 9. С. 123–130.

Лапин Н.И., Осадчая Г.И., Ядов В.А. Опыт интеграции социологического образования в вузе в научных исследованиях // Социологические исследования. 2002. № 2. С. 106–111.

Леонтьева Э.О. Образование с изнанки: опыт пилотажного исследования «теневых» отношений в вузе // Социологически исследования. 2004. № 12. С. 121–130.

Лисовский В.Т. Принципы и критерии типологизации современного советского студенчества // Социологические исследования. 1980. № 3. C. 130–139.

Нечаев В.Я. Новые подходы в социологии образования // Социологические исследования. 1999. № 11. С. 84–91.

О перспективах дальнейшего развития социологического образования в СССР // Социологические исследования. 1978. № 4. C. 183–186.

Осипов А.М., Иванов С.В. Университет как региональная корпорация // Социологические исследования. 2004. № 11. С. 105–110.

Радаев В.А. Мнения экспертов о высшем образовании // Социологические исследования. 1994. № 12. С. 51–52.

Розов Н.С. О моделях университета в современной России // Социологические исследования. 2007. № 10. С. 71–75.

Рубина Л.Я. Жизненные планы студенчества // Социологические исследования. 1978. № 3. C. 128–135.

Руткевич М.Н. Изменение социальной роли общеобразовательной школы в России // Социологические исследования. 1996. № 11. С. 3–17; № 12. С. 58–70.

Руткевич М.Н. Реформа образования, потребности общества, молодежь // Социологические исследования. 1984. № 4. С. 19–28.

Саралиева З.Х.-М., Балабанов С.С. Воспроизводство научно-педагогических кадров // Социологические исследования. 2002. № 11. С. 110–120.

Сиверцева Н.А. Высшая школа России: особенности послереволюционной реформы // Социологические исследования. 1994. № 3. C. 70–75.

Смолин О.Н., Комаров А.Е. Стратегии образования: различия позиций депутатских объединений ГД // Социологические исследования. 2003. № 4. С. 107–112.

Социологические проблемы воспитания и обучения («круглый стол» журнала «Социологические исследования» и Академии педагогических наук СССР) // Социологические исследования. 1979. № 3. C. 53–74.

Татарова Г.Г. Методологическая культура в контексте социологического образования // Социологические исследования. 2000. № 9. С. 32–41.

Тощенко Ж.Т. Чему учить социолога и с чего начинать // Социологические исследования. 2008. № 7. С. 54–61.

Филиппов Ф.Р. Роль высшей школы в изменении социальной структуры советского общества (итоги Всесоюзного исследования) // Социологические исследования. 1977. № 2. С. 42–51.

Филиппов Ф.Р. Социологические проблемы образования в СССР // Социологические исследования. 1974. № 2. С. 15–24.

Харчева В.Г., Шереги Ф.Э. Высшая школа в зеркале социологии // Социологические исследования. 1994. № 12. С. 41–51.

Шевченко И.О., Гаврилов А.А. О теневых экономических отношениях в сфере высшего образования // Социологические исследования. 2005. № 7. С. 117–123.

Шереги Ф.Э., Кириллов А.В. Труд преподавателя вуза: творчество или “выживание”? // Социологические исследования. 2017. № 11. С. 87–98.

Шереги Ф.Э., Харчева В.Г. Социальные проблемы вузовской науки // Социологические исследования. 1996. № 6. С. 76–81.

Содержание номера № 7, 2024