Итоги проекта «5-100»: проекция на трудоустройство выпускников

Итоги проекта «5-100»:
проекция на трудоустройство выпускников


Тюрина И. О.

Кандидат социологических наук,ведущий научный сотрудник Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия.

Ключарев Г. А.

Доктор философских наук,руководитель Центра социологии образования и науки, Институт социологии ФНИСЦ РАН; профессор кафедры философии, социологии и права им. Г. С. Арефьевой НИУ «Московский энергетический институт», Москва, Россия. Kliucharev@mail.ru

DOI: 10.31857/S0132162524090079
ID статьи на сайте журнала:


Ссылка при цитировании:

Тюрина И. О., Ключарев Г. А. Итоги проекта «5-100»: проекция на трудоустройство выпускников // Социологические исследования. 2024. № 9. С. 79-88.
DOI 10.31857/S0132162524090079


Аннотация

Вопрос трудоустройства выпускников рассматривается как функция системных преобразований высшей школы, обусловленных масштабными государственными инвестициями. Анализируются итоги проекта «5-100» (2013–2020), целью которого стала адаптация российских университетов к мировым стандартам и включение их в международную образовательную среду. По его завершении было достигнуто существенное переформатирование учебных планов и стандартов, осуществлен переход к новой организации учебного процесса, в совокупности оказавших воздействие на более успешное трудоустройство выпускников университетов-лидеров. Приведены результаты сравнительного анализа трудоустройства выпускников университетов- лидеров (N = 18) и остальных университетов (N = 185), принявших участие в исследовании Института социологии ФНИСЦ РАН в октябре – декабре 2021 г. Структура выборки: трудоустроенные выпускники (N = 3788) этих вузов, в числе которых (N = 368) выпускники вузов – участников проекта «5-100». Также опрошены 203 эксперта – проректоры и руководители университетских служб по трудоустройству, из них 18 человек представляли университеты-лидеры. Модель выборки сформирована по статистическим квотам, пропорционально численности выпускников по федеральным округам РФ. Опрошенные молодые специалисты имели стаж работы не более 1–5 лет с момента выпуска. Таким образом, все они проходили обучение в период действия проекта «5-100». Одним из основных выводов по результатам исследования стало признание того, что обучение в университетах группы «5-100» обеспечило выпускникам хорошо оплачиваемую работу по специальности и высокую степень личной удовлетворенности трудовой деятельностью.


Ключевые слова
трудоустройство выпускников; проект «5-100»; реформирование отечественной высшей школы


Список литературы

Булатова Г. А. Трудоустройство выпускников высших учебных заведений: аналитический обзор статистических данных и материалов исследований // Экономика. Профессия. Бизнес. 2020. № 3. С. 14–29. DOI: 10.14258/epb201981.

Варшавская Е. Я. Где и кем работают высокообразованные россияне // Демоскоп Weekly. 2017, № 713–714. URL: http://demoscope.ru/weekly/2017/0713/tema01.php/ (дата обращения: 10.02.2024). Варшавская Е. Я. Стратегии поиска работы выпускниками вузов: распространенность и эффективность // Социологические исследования. 2019. № 7. С. 56–66.

Гимпельсон В. Е., Зудина А А., Капелюшников Р. И. Некогнитивные компоненты человеческого капитала: что говорят российские данные // Вопросы экономики. 2020. № 11. С. 5–31.

Егоров А. А. Оценка эффективности деятельности университетов на основе их производственных функций // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24. № 4. C. 87–99.

Капелюшников Р. И. Отдача от образования в России: ниже некуда? // Вопросы экономики. 2021. № 8. С. 37–68.

Осипян А. Поколение «0–100»: российские университеты не могут дать образование мирового уровня // ИноСми. 2020. URL: https://inosmi.ru/20201030/248436738.html (дата обращения: 10.02.2024).

Чередниченко Г. А. Выпускники российских вузов на рынке труда (данные опроса Росстата) // Социологическая наука и социальная практика. 2020. № 3. С. 108–124.

Чередниченко Г. А. Кого ждут на рынке труда и готовы ли к этому вузы // Ректор вуза. 2020. № 1. С. 20–31.

Шацкая И. В. Развитие государственной системы управления трудовыми ресурсами на современном этапе // Экономика труда. 2017. Т. 4. № 3. С. 173–182.

Agasisti, T., Shibanova, E. et al. The Russian Exellence Initiative for Higher Education: a Nonparametric Evaluation of Short- Term Results // International Transactions in Operational Research. 2020. Vol. 27. No. 4. P. 1911–1929.

Kotchegura A., Martino de M., Farazmand A. Enhancing Competitiveness of the Russian Higher Education: The 5–100 University Excellence Programm through the Lens of Efficiency and Performance // International Journal of Public Administration. 2020. Vol. 45. No. 2. P. 185–107.

Lisyutkin M., Farazmand A., Froumin I. Declining Public Universities: Patterns and Lessons for Public Policy and Administration. A Russian Case Study // International Journal of Public Administration. 2022. Vol. 45. No. 2. P. 157–170.

Содержание номера № 9, 2024