Конструирование эзотерической реальности в таромантии:
исторический и феноменологический аспекты
Катерный И. В.
Доктор социологических наук,профессор кафедры социологии МГИМО МИД России; ведущий научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия. yarkus@mail.ru
Закиева Д. Э.
аспирантка кафедры социологии МГИМО МИД России, Москва, Россия. diana.zakieva@list.ru
ID статьи на сайте журнала:
Катерный И. В., Закиева Д. Э. Конструирование эзотерической реальности в таромантии: исторический и феноменологический аспекты // Социологические исследования. 2024. № 10. С. 139-150.
DOI 10.31857/S0132162524100127
Статья посвящена изучению социальных и культурных механизмов конструирования эзотерической реальности в рамках дискурсивной практики гадания на картах Таро, демонстрирующей все большую популярность в массовой российской и глобальной культуре. В первой части рассматриваются социокультурные факторы формирования дискурса таромантии в рамках истории модернизации западноевропейского общества от «общего кризиса» XVII в. до возникновения движения новой духовности в XX в. Доказывается, что гадательная прагматика Таро не имеет отношения к древним знаниям или архетипическим символам, а конструируется как инициатическая и доктринальная система тайных обществ с целью объединения граждан в эпоху упадка инстутциональной религии ради легитимации символических универсумов альтернативной сакральности. Во второй части статьи приводятся некоторые данные многоступечатого эмпирического исследования символической и социальной структуры гадательного перформанса таромантии в онлайн- среде. Выделены типы онлайн-дивинаторов и их зрителей, их коммуникативные стратегии, показано устройство феноменологической сети ритуала гадания и его драматургический порядок.
Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни: тотемическая система в Австралии / Пер. с фр. М.: Элементарные формы, 2018. [Durkheim É. (2018) Les Formes élémentaires de la vie religieuse: le système totémique en Australie. Transl. from Fr. Moscow: Elementarnye formy. (In Russ.)]
Инглхарт Р. Неожиданный упадок религиозности в развитых странах / Пер. с англ. СПб.: ЕУ в СПб., 2022. [Inglehart R. (2022) Religion’s Sudden Decline: What’s Causing It, and What Comes Next? Transl. from Eng. St. Petersburg: EU v SPb. (In Russ.)]\
Катерный И. В. Развитие теории кризиса в социологии: эволюция идей и современность // Социологические исследования. 2023. № 10. С. 14–26. [Katernyi I. V. (2023) Development of the theory of crisis in sociology: evolution of ideas and modernity. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No. 10: 14–26. DOI: 10.31857/S013216250028301–4. (In Russ.)]
Лосев А. Ф. Диалектика мифа. М.: Мысль, 2001. [Losev A. F. (2001) Dialectics of Myth. Moscow.: Mysl. (In Russ.)]
Луман Н. Общество общества. Кн. 2: Медиа-коммуникации / Пер. с нем. М.: Логос, 2011. [Luhmann N. (2011) Die Gesellschaft der Gesellschaft. Kapitel 2: Kommunikationsmedien. Transl. from Germ. Moscow: Logos. (In Russ.)]
Малиновский Б. Магия, наука и религия / Пер. с англ. М.: Академ. проект, 2020. [Malinowski B. K. (2020)
Magic, Science and Religion. Transl. from Eng. Moscow: Akadem. proekt. (In Russ.)]
Нанн Г. Битва с экстрасенсами Как устроен мир ясновидящих, тарологов и медиумов / Пер. с англ. М.: Individuum, 2023. [Nunn G. (2023) The Psychic Test. An Adventure in the World of Believers and Sceptics. Transl. from Eng. Moscow: Individuum. (In Russ.)]
Тирикьян Э. К социологии эзотерической культуры // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2013. № 4(31). С. 247–275. [Tiryakian E. A. (2013) Toward the sociology of esoteric culture. Gosudarstvo, religiya, cerkov v Rossii i za rubezhom [State, Religion and Church in Russia and Worldwide]. No. 4(31): 247–275. (In Russ.)]
Court de Gébelin A., Sanacore E. (2020) Del Gioco dei Tarocchi. Ricerche sui Tarocchi. Independently published.
Decker R., Depaulis T., Dummett M. (2002) A Wicked Pack of Cards: The Origins of the Occult Tarot. London: Gerald Duckworth and Co. Ltd.
Fu H., Li Y., Lee F. L. (2023) Techno- cultural domestication of online tarot reading in contemporary China. Media, Culture & Society. Vol. 45. No. 1: 74–91. DOI: 10.1177/01634437221104700.
Jorgensen D. L. (2020 (1992)). The Esoteric Scene, Cultic Milieu, and Occult Tarot. London, New York: Routledge.
Neugebauer- Wölk M. (2010) Des Esoteriker: Wie das Esoterische im 18. Jahrhundert zum Begriff wird und seinen Weg in die Moderne findet. Aries: Journal for the Study of Western Esotericism. Vol. 10: Iss. 2: 217–231. DOI: 10.1163/156798910X520601.
Nichols S. (1980) Jung and Tarot: An Archetypal Journey. New York: Samuel Weiser.
Rosenthal B. G. (2012) Occultism as a response to a spiritual crisis. The New Age of Russia: Occult and Esoteric Dimensions. Ed. by B. Menzel, M. Hagemeister, B. G. Rosenthal. Berlin: Verlag Otto Sagner: 390–420.
Semetsky I. (2010) Interpreting the signs of the times: beyond Jung. Social Semiotics. Vol. 20. No. 2. P. 103120. DOI: 10.1080/10350330903565600.
Snow P. (2010) Performing society. Thesis Eleven. Vol. 103. No. 1: 78–87. DOI: 10.1177/0725513610381376.
Sosteric M. (2014) A sociology of tarot. Canadian Journal of Sociology. Vol. 39. No. 3: 357–391. DOI: 10.29173/cjs20000.