Педагоги общеобразовательных организаций:
труд или повинность?
Шереги Ф. Э.
Кандидат философских наук, директор Центра социального прогнозирования и маркетинга, Москва, Россия. f-sheregi@inbox.ru
Шереги Ф. Э. Педагоги общеобразовательных организаций: труд или повинность? // Социологические исследования. 2016. № 1. С. 108-116
Статья посвящена нормированию труда педагогов. Проверялась гипотеза, действительно ли основная причина физического и психологического утомления учителей – несовершенство его нормирования. Проведение двухнедельного хронометража (апрель 2015 г.) структуры рабочего времени и анкетный опрос учителей показали, что любые совершенные нормы труда могут быть искажены неумелой организацией труда руководителями общеобразовательных организаций. Контроль со стороны территориальных органов управления образованием и профсоюзов сугубо с позиции количественных (формальных) характеристик норм труда неэффективен, поэтому рабочая неделя учителей вместо 18 часов часто превышает 30 часов, и это при том, что, начиная с четвертого урока, наступает физическое и психологическое утомление.
Кропотов Д.Н. Бюджет времени учителя. М.: Новая Москва, 1926.
Кунин С.К. Бюджет времени педагога // Ленинградский медицинский журнал. 1927. № 2. С. 64– 72.
Жамин В.А., Костанян С.Л. Экономика и образование. М.: Знание, 1970.
Колесников Л.Ф. Молодой учитель: труд, быт, творчество. М.: Знание, 1983.
Колесников Л.Ф., Турченко В.Н. Социально-педагогические проблемы учительского труда. М.: Знание, 1975.
Раченко И.И. Бюджет времени учителя // Народное образование. 1966. № 7. С. 16–19.
Матвейко А.А. Нормирование и оплата труда учителя. М.: “Прометей”, 1991.
Панкратова В.Н. Исторические аспекты регулирования рабочего времени педагогических работников. URL: http://www.ed-union.ru, а также: http://www.menobr.ru/materials/36/4696/ (дата обращения: 03.08.2015).
Учитель. Школа. Общество. Социологический очерк 90-х гг. / Под ред. Е.Э. Смирновой. СПб.: Изд-во ГУМП, 1995.