Экспериментальная оценка соответствия ручной и автоматизированной кодировки информативности газетных сообщений

Экспериментальная оценка соответствия ручной и автоматизированной кодировки информативности газетных сообщений


Жаворонков А. В.

Доктор социологических наук, главный научный сотрудник Института социологии РАН, Россия, Москва. larkzhav@yandex.ru

Кожевников М. В.

Научный инженер НИИ “Квант”, Россия, Москва. kozhevnikov1511@gmail.com

Цуканова Е. Б.

Аспирантка Института социологии РАН, Россия, Москва. janets@bk.ru

ID статьи на сайте журнала:


Ссылка при цитировании:

Жаворонков А. В., Кожевников М. В., Цуканова Е. Б. Экспериментальная оценка соответствия ручной и автоматизированной кодировки информативности газетных сообщений // Социологические исследования. 2017. № 2. С. 103-109



Аннотация

Статья посвящена методическим аспектам повышения надежности результатов анализа содержания текстов средств массовой коммуникации, выполненного в различных техниках: автоматизированной и ручной. Анализируются статистические результаты соответствий измерительных шкал информативности газетных сообщений относительно их цели, полученных в автоматическом и ручном режимах. Рассматриваются корреляции этих шкал в рамках общепринятых категорий. На базе апробированного математического аппарата анализа данных крупных социологических проектов предлагается использование автоматизированных методов анализа содержания как в рамках базовых категорий, так и на различных уровнях анализа текста. Раскрываются связь информативности текста с некоторыми параметрами производства массовой информации и перспектива практического использования полученных данных в разработке показателей анализа содержания СМИ.


Ключевые слова
анализ содержания текстов; ручная и автоматическая кодировка; информативность текста; измерительные шкалы; корреляционный анализ; уравнения регрессии; аппроксимация; доверительный интервал; средства массовой коммуникации


Список литературы

Дридзе Т. М. Организация и методы лингво-психо-социологического исследования массовой коммуникации. М., 1979.

Жаворонков А. В. Российское общество: потребление, коммуникация и принятие решений. 1967– 2004 годы. М., 2007.

Содержание номера № 2, 2017