Учительство в контексте социологии образования:
теоретические подходы и приоритеты исследований
Осипов А. М.
Доктор социологических наук, профессор кафедры социологии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, главный научный сотрудник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, Великий Новгород, Россия osipov.al58@gmail.com
Осипов А. М. Учительство в контексте социологии образования: теоретические подходы и приоритеты исследований // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 45-52.
DOI 10.7868/S0132162518030042
В статье рассматривается состояние исследований учительства и обосновывается целесообразность применения в их концептуальных основаниях базовых теоретических конструкций социологии образования, прежде всего описывающих институциональные функции образования в обществе и структуру образования, не ограниченную рамками учреждений формального образования. При опоре на эти конструкции удается выявить противоречия учительского труда, черты профессиональной культуры учительства, особенности учительства как социально-профессиональной группы. Это же условие служит более полноценному представлению об учительстве как одной из важнейших областей в социологии образования.
Глобальная социология образования: зарубежный опыт решения социальных проблем в сфере образования / Под ред. А.М. Осипова. Великий Новгород: НовГУ, 2015.
Гордин А.Ю. Формирование отношений педагогов и учащихся в советской школе. М.: Просвещение, 1977.
Зарубежная социология образования / Под ред. А.М. Осипова. Великий Новгород: НовГУ, 2014.
Засыпкин В.П., Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Учительство как социально-профессиональная общность: проблемы методологии и методики исследования. Сургут: СурГПУ, 2012.
Зборовский Г.Е. Уроки неудавшейся модернизации образования // Социальная стратегия российской системы образования. СПб.: РГПУ, 2011. C. 39–44.
Зиятдинова Ф.Г. Социальное положение и престиж учительства. М.: Луч, 1992.
Иванова В.А., Матвеева Н.А., Осипов А.М., Рысакова П.И. Современная социология образования в России: некоторые итоги и проблемы развития // Социологические исследования. 2013. № 5. С. 95–103.
Колесникова Е.М. Педагог и образование в СМИ. В кн.: Профессиональные группы: динамика и трансформация. М.: Изд-во Института социологии РАН, 2009. С. 191–207.
Корнилова М.В. Социальный портрет учителя: идеальная модель и реальность // Наука через призму времени. 2017. № 5. С. 135–144.
Матвеева Н.А. (науч. ред.) Оценка качества педагогического образования в региональном профильном вузе. Барнаул: АлтГПА, 2011.
Осипов А.М., Иванова В.А. Институциональные функции – пороговая проблема современной социологии образования // Социологические исследования. 2016. № 1. С. 117–124.
Осипов А.М. «Троянские кони» неолиберализма в образовании // Социологические исследования. 2017. № 8. С. 137–148.
Осипов А.М. Социология образования: Очерки теории. Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
Осипов А.М., Иванов С.В. Университет как региональная корпорация // Социологические исследования. 2004. № 11. С. 162–172.
Смирнова Е.Э. (ред.) Учитель. Школа. Общество. Социологический очерк 90-х. СПб.: ГУПМ, 1995.
Тумалев В.В. Учительство в ситуации социально-политических перемен. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та экономики и финансов, 1995.
Хагуров Т.А., Остапенко А.А. Реформа образования глазами учителей и преподавателей // Социологические исследования. 2014. № 11. С. 103–107.
Яновский Р.Г. (отв. ред.) Социальное развитие советской интеллигенции. М.: Наука, 1986.
Bennet K., LeComte M. The Way Schools Work. New York: Longman, 1995.
Bernstein B. Class, Codes and Control: Vol. 4. L.: Routledge, 1990.
Entzioni A. The Semi-Professions and Their Organization: Teachers, Nurses, Social Workers. N.Y.: The Free Press, 1969.
Goodson I.F., Hargreaves A. (eds) Teachers’ Professional Lives. L.: Falmer Press, 1996.
McLaren P. Life in Schools. New York: Longman, 1989.
Rouston R., Haberman M., Sikula J. (eds) Handbook of Research on Teacher Education. New York: McMillan, 1990.
Waller W. The Sociology of Teaching. New York: John Wiley, 1932.