Можно ли быть вместе, находясь врозь: студенты и преподаватели в вузе

Можно ли быть вместе, находясь врозь:
студенты и преподаватели в вузе


Зборовский Г. Е.

Доктор философских наук, заслуженный деятель науки РФ, профессор-исследователь кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления Уральского федерального университета, Екатеринбург, Россия. garoldzborovsky@gmail.com

ID статьи на сайте журнала:


Ссылка при цитировании:

Зборовский Г. Е. Можно ли быть вместе, находясь врозь: студенты и преподаватели в вузе // Социологические исследования. 2018. № 9. С. 49-58.
DOI 10.31857/S013216250001958-6



Аннотация

В статье рассматривается проблема разобщенности между общностями студентов и преподавателей. Дискутируется вопрос о том, является ли эта проблема следствием влияния исключительно электронного обучения, онлайн и дистанционного образования. Показываются возможные социальные и образовательные последствия возрастания социальной дистанции между студентами и преподавателями в ситуации замены живого общения и взаимодействия «виртуальным» образованием. Характеризуются направления и пути усиления межобщностной коммуникации в образовательном процессе и научном творчестве в рамках перехода к нелинейным стратегиям и траекториям развития университетских образовательных общностей. Статья написана на материалах проведенного в 2017 г. исследования в вузах Уральского федерального округа (УрФО), предметом которого были отношения между этими общностями.


Ключевые слова
студенты; преподаватели; высшее образование; дистанцированность; разобщенность; нелинейные стратегии развития образовательных общностей; коммуникация


Список литературы

Амбарова П. А. Управление временем в зеркале темпоральных стратегий поведения социальных общностей. Екатеринбург: УрФУ, 2015.

Заборова Е. Н., Глазкова И. Г., Маркова Т. Л. Дистанционное обучение: мнение студентов // Социологические исследования. 2017. № 2. С. 131–139.

Зборовский Г. Е. Теория социальной общности. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2009.

Зборовский Г. Е., Амбарова П. А., Шуклина Е. А. Существует ли система высшего образования в России // Социологические исследования. 2017. № 11. С. 76–86.

Ключарев Г. А. Интернет-образование и будущее просветительского проекта // Социологическая наука и социальная практика. 2014. № 2. С. 46–60.

Нелинейная модель российского высшего образования в макрорегионе: теоретическая концепция и практические возможности. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016.

Темницкий А. Л. Динамика терминальных и инструментальных ценностей учебы у студентов МГИМО // Вестник МГИМО-Университета. 2015. № 1. С. 221–231.

Численность обучающихся, педагогического и профессорско-преподавательского персонала, число образовательных организаций Российской Федерации. (Прогноз до 2020 года и оценка тенденций до 2030 года). М.: ИС РАН, ЦСПиМ, 2015.

Bates T. What’s right and what’s wrong about Coursera-style MOOCs? URL: http: //www.tonybates. ca/2012/08/05/whats-right-and-whats-wrong-aboutcoursera-style-moocs/ (дата обращения: 21.03.2018).

Firat M., Kilinc H., Yuzer T. V. Level of intrinsic motivation of distance education students in e-learning environments // Journal of Computer Assisted Learning. 2018. Vol. 34. № 1. P. 63–70.

Helliwell J. F., Putnam R. D. Education and social capital // Eastern Economic Journal. 2007. Vol. 33. No. 1. Р. 1–19.

Moshe Y. V. Will MOOCs destroy academia? // Communications of the ACM. 2012. Vol. 55. No. 11. P. 5.

Pfeffer T. Virtualization of Universities: Digital Media and the Organization of Higher Education Institutions. New York: Springer, 2012.

Zanin L. Education and life satisfaction in relation to the probability of social trust: a conceptual framework and empirical analysis // Social Indicators Research. 2017. Vol. 132. No. 2. Р. 925–947.

Содержание номера № 9, 2018