Память и забвение в метисном сельском сообществе
Галиндабаева В. В.
Кандидат социологических наук,старший научный сотрудник, Социологический институт ФНИСЦ РАН, Санкт-Петербург, Россия vgalindabaeva@gmail.com
Карбаинов Н. И.
научный сотрудник, Социологический институт ФНИСЦ РАН, Санкт-Петербург, Россия nkarbainov@gmail.com
ID статьи на сайте журнала:
Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, грант № 17-33-01151.
Галиндабаева В. В., Карбаинов Н. И. Память и забвение в метисном сельском сообществе // Социологические исследования. 2019. № 7. С. 48-55.
DOI 10.31857/S013216250005792-4
Память актуализирует события и традиции, которые способствуют объединению членов группы. Забвение, в свою очередь, позволяет скрыть факты и воспоминания, подрывающие ее единство. В статье на примере метисного сельского сообщества показано, как забвение влияет на формирование исторических представлений. Исследование с использованием анкетного опроса, полуструктурированного интервью, наблюдения и анализа документов проводилось в 2017 г. в селе Хасурта Республики Бурятия, где проживают две локальные этнорелигиозные группы – семейские и карымы. На основе анализа кейса было установлено, что активизация механизма забвения в этом селе обусловлена уходом из жизни старшего поколения и усилением процессов формирования субэтнической идентичности семейских в Бурятии в целом.
Ассман А. Длинная тень прошлого: мемориальная культура и историческая политика. М.: Новое литературное обозрение, 2014.
Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: Языки славянской культуры, 2004.
Барт Ф. (ред.) Этнические группы и социальные границы. Социальная организация культурных различий. М.: Новое издательство, 2006.
Бойков В.Э. Состояние и проблемы формирования исторической памяти // Социологические исследования. 2002. № 8. С. 85–89.
Бойков В.Э. Историческая память в современном российском обществе: состояние и проблемы формирования // Социология власти. 2011. № 5. С. 44–52.
Иванов В.Ф. Вглубь уходящие корни. Улан-Удэ: ООО «НоваПринт», 2012.
Макарова В.Л. Великая Отечественная: что остается в личной памяти? // Социологические исследования. 2015. № 11. С. 107–114.
Мерзлякова И.Л., Линченко А.А., Овчинникова Э.В. Об историческом сознании современной студенческой молодежи // Социологические исследования. 2014. № 12. С. 89–96.
Омельченко Е.Л., Андреева Ю.В. Что остается в семейной истории: память о советском сквозь разговор трех поколений // Социологические исследования. 2017. № 11. С. 147–156.
Петрова Е.В. Современное забайкальское старообрядчество: этносоциологический анализ: Учеб. пособие. Улан-Удэ: Издательство БГУ, 2005.
Покида А.Н., Зыбуновская Н.В. Динамика исторической памяти в российском обществе (по результатам социологического мониторинга) // Социологические исследования. 2016. № 3. С. 98–107.
Рикер П. Память, история, забвение. М: Изд-во гуманитарной литературы, 2004.
Рождественская Е., Семенова В. Социальная память как объект социологического изучения // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2011. № 6. С. 27–48.
Сергеев В. Социальная дистанция и национальные установки // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2008. № 2. С. 57–61.
Тощенко Ж.Т. Историческое сознание и историческая память. Анализ современного состояния // Новая и новейшая история. 2000. № 4. С. 3–15.
Хальбвакс М. Коллективная и историческая память // Неприкосновенный запас. 2005. № 2-3(40-41). С. 8–27.
Штоп-Рутковска К. Киберпамять, или о чем мы (не)помним в сети. Анализ локальной памяти: Белосток и Люблин // Социологические исследования. 2015. № 4. С. 130–139.