Развитие предмета социологии: от монодисциплинарности к меж- и постдисциплинарности

Развитие предмета социологии:
от монодисциплинарности к меж- и постдисциплинарности


Кравченко С. А.

Доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой социологии, Московский государственный институт международных отношений (университета) МИД РФ; главный научный сотрудник; Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия sociol7@yandex.ru

DOI: 10.31857/S013216250008794-6
ID статьи на сайте журнала:


Ссылка при цитировании:

Кравченко С. А. Развитие предмета социологии: от монодисциплинарности к меж- и постдисциплинарности // Социологические исследования. 2020. № 3. С. 16-26.
DOI 10.31857/S013216250008794-6



Аннотация

Анализируется характер динамики предмета социологии исходя из того, что все социологические парадигмы изучали состояния и тенденции изменения жизненного мира людей. Представители каждой из них осуществляли это по-своему, что было обусловлено доминирующими общественными проблемами. Обосновывается, что ускоряющееся и усложняющееся развитие природы и социума под влиянием эффекта «стрелы времени» (И. Пригожин) востребовало усложнения теоретико-методологического инструментария, перехода от механистической, заимствованной у естественных наук монодисциплинарности к социологической дисциплинарности, от нее к усложняющейся междисциплинарности и становлению постдициплинарности, сохраняющей социологический стержень. Раскрывается вклад всемирных социологических конгрессов XXI в., отдельных ученых в развитие предмета социологической науки в контексте перехода от ньютоновской к нелинейно-энштейновской картине мира. Автор приходит к выводу, что переход к более сложным, современным меж- и постдисциплинарным методологиям не означает умаления значимости ранее созданного инструментария – каждый из них может быть эффективен для анализа феноменов разной структурно-функциональной сложности. Он также выступает за придание постдициплинарности с социологическим стержнем гуманистического вектора развития, видя в этом общие перспективы гуманизации знания и жизненных миров людей в условиях цифровых технологий, несущих невиданные ранее альтернативы жизни и побочные эффекты для человека и общества.


Ключевые слова
предмет социологии; поколение социологической теории; метапарадигма; «стрела времени»; ньютоновская картина мира; энштейновская картина мира; нелинейность; монодисциплинарность; междисциплинарность; постдисциплинарность; метаморфозы; гуманизм

Содержание номера № 3, 2020