Связи с общественностью: профессиональные объединения и их влияние на PR-сферу

Связи с общественностью: профессиональные объединения и их влияние на PR-сферу


Абрамов Р. Н.

Доктор социологических наук,профессор кафедры анализа социальных институтов департамента социологии факультета социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; ведущий научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН socioportal@yandex.ru

DOI: 10.31857/S013216250012552-0
ID статьи на сайте журнала:


Публикация подготовлена в ходе проведения исследования (№ 19-01-029) в рамках Программы «Научный фонд Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики” (НИУ ВШЭ)» в 2019–2021 гг. и в рамках государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации «5–100».


Ссылка при цитировании:

Абрамов Р. Н. Связи с общественностью: профессиональные объединения и их влияние на PR-сферу // Социологические исследования. 2020. № 11. С. 96-106.
DOI 10.31857/S013216250012552-0



Аннотация

Статья посвящена анализу становления профессиональных объединений в области связей с общественностью (PR) в России в контексте ее профессионализации. Теоретико-методологической рамкой исследования является подход критической экологии профессий, позволяющий охватить разные уровни жизни профессиональных групп. Эмпирической базой анализа послужили интервью со специалистами в этой сфере и публикации на сайтах профессиональных ассоциаций данного сегмента «индустрии влияния». Анализируются данные исследований профессии в этой сфере в постсоветских странах, отмечена недостаточная изученность профессионализации связей с общественностью в России. Характеризуется состояние профессиональных объединений в данной области. Отмечается фрагментированность и слабость этих объединений, включая снижение роли такой крупной ассоциации, как Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО). Сделан вывод о том, что ситуация с относительно слабым влиянием профессиональных ассоциаций на жизнь профессиональных сообществ характерна и для других новых профессий, появившихся в ХХ–XXI вв.; институциональная роль профессиональных союзов в России остается слабой.


Ключевые слова
индустрия влияния; PR; связи с общественностью; критическая экология профессий; профессиональные ассоциации; социология профессий


Список литературы

Абрамов Р.Н. Трансформация методов социологического исследования под влиянием практики политического консалтинга: опыт включенного наблюдения // Рубеж. 2000. № 15. С. 188–210.

Абрамов Р.Н., Ярская-Смирнова Е.Р. Ретроспектива российского и советского профессионализма в оптике критической экологии // Мир России. 2017. Т. 26. № 2. С. 103–127.

Азарова Л.В., Шишкин Д.П. Потенциальная потребность в специалистах по связям с общественностью // Человек в контексте культуры. СПб.: СПбГУ, 1998. С. 100–110.

Антонова В.К., Кисурина А.Е. «Социальный рекламист»: становление новой профессии в социальном государстве // Профессии социального государства / Под ред. П.В. Романова, Е.Р. Ярской-Смирновой. М.: ООО «Вариант»; ЦСПГИ, 2013. С. 293–307.

Лейбович О. Социальные невидимки: топ-менеджеры региональных избирательных кампаний // Антропология профессий: Сб. науч. ст. / Под ред. П.В. Романова, Е.Р. Ярской-Смирновой. Саратов: ЦСПГИ; Научная книга, 2005. C. 305–322.

Липпман У. Общественное мнение. М.: ФОМ, 2004.

Мансуров В.А., Юрченко О.В. Социология профессий. История, методология и практика исследований // Социологические исследования. 2009. № 8. C. 36–46.

Матвейчев О.А. Этапы становления и развития рынка политических технологий в России и его перспективы // Полис. Политические исследования. 2018. № 2. С. 82–99.

Моисеева В. Развитие российского рынка связей с общественностью // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1997. № 5. С. 2–7.

Согомонов А. Тусобщество // Аспекты социальной теории и современного общества / Ред.: Согомонов А.Ю., Кухтерин С.Е. М.: ИС РАН, 2000. С. 14–23.

Ткачук И.С., Коновалова М.А. Основные этапы развития профессионального политического консалтинга в посткоммунистической России // Научная дискуссия: вопросы социологии, политологии, философии, истории. 2016. № 9(49). С. 44–47.

Файрушина М.З. Специфика российского электорального консалтинга на этапе развития политического рынка // Вестник Башкирского университета. 2011. № 2. С. 557–561.

Фурс В.Н. «Критическая теория позднего модерна» Энтони Гидденса // Социологический журнал. 2001. № 1. С. 44–73.

Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика: Уч. пос. М.: Дело, 2006.

Шилина М.Г. Генезис российских связей с общественностью: актуальные аспекты // Медиаскоп. 2011. № 2. Статья № 22.

Шишкина М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. СПб.: Паллада-медиа; РУСИЧ, 2002.

Шушкова Н. Социолог в избирательной кампании: штрихи к портрету // Антропология профессий: Сб. науч. ст. / Под ред. П.В. Романова, Е.Р. Ярской-Смирновой. Саратов: ЦСПГИ; Научная книга, 2005. C. 322–334.

Abbot A. Linked Ecologies: States and Universities as Environments for Professions // Sociological Theory. 2005. Vol. 23. No. 3. P. 245–274. DOI: 10.1111/j.0735-2751.2005.00253.x.

Bronfenbrenner U. Ecology of the Family as a Context for Human Development // Developmental Psychology. 1986. Vol. 22. No. 6. P. 723–742. DOI: 10.1037/0012-1649.22.6.723.

Clarke T.M. An Inside Look at Russian Public Relations // Public Relations Quarterly. 2000. No. 45. P. 18–22.

Dalli C., Miller L., Urban M. Early Childhood Grows up towards a Critical Ecology of the Profession. London: Springer, 2012.

Dolea A. Institutionalizing Government Public Relations in Romania after 1989 // Public Relations Review. 2012. Vol. 38. No. 3. P. 354–366. DOI: 10.1016/j.pubrev.2011.12.008.

Giddens A. Modernity and Self-identity: Self and Society in the Late Modern Age. Cambridge: Polity Press, 1991.

Grunig J.E., Grunig L.A., Verčič D. Public Relations in Slovenia: Transition, Change, and Excellence // Tilson D., Alozie E. (eds) Toward the Common Good: Perspectives in International Public Relations. Boston: Allyn & Bacon, 2004. P. 133–162.

Guth D.W. The Emergence of Public Relations in the Russian Federation // Public Relations Review. 2000. Vol. 26. No. 2. P. 191–207.

Habermas J. The Structural Transformation of the Public Sphere: an Inquiry into a Category of Bourgeois Society. Cambridge: Polity Press, 1989.

Huang Y.H. Should a Public Relations Code of Ethics be Enforced? // Journal of Business Ethics. 2001. Vol. 31. No. 3. P. 259–270. DOI: 10.1023/A:1010719118448.

L’Etang J. Public Relations in Britain. A History of Professional Practice in the 20th Century. London: Lawrence Erlbaum Associates, 2008.

Ławniczak R. Transition Public Relations – An Instrument for Systemic Transformation in Central and Eastern Europe // Ławniczak R. (ed.) Public Relations Contribution to Transition in Central and Eastern Europe: Research and Practice. Poznaf: Biuro Usugowo-Handlowe, 2001. P. 7–18.

Ławniczak R., Rydzak W., Trębecki J. Public Relations in an Economy in Transition and Society in Transition: The Case of Poland // Sriramesh K., Verčič D. (eds) Global Public Relations Handbook. New York; Mahwah: Lawrence Erlbaum Associates, 2003. P. 78–98.

Niemann-Struwega I., Meintjes C. The Professionalism Debate in South African Public Relations // Public Relations Review. 2008. Vol. 34. No. 3. P. 224–229. DOI: 10.1016/j.pubrev.2008.03.029.

Noordegraaf M. Remaking Professionals? How Associations and Professional Education Connect Professionalism and Organizations // Current Sociology. 2011. Vol. 59. No. 4. P. 465–488. DOI: 10.1177/0011392111402716.

van Ruler B., Verčič D. (eds) Public Relations and Communication Management in Europe: A Nationby-Nation Introduction to Public Relations Theory and Practice. Berlin: De Gruyter Mouton, 2004. DOI: 10.1515/9783110197198.

Tsetsura K. Russia // van Ruler B., Večič D. (eds) Public Relations and Communication Management in Europe: A Nation-by-Nation Introduction to Public Relations Theory and Practice. Berlin: De Gruyter Mouton, 2004. Р. 331–347. DOI: 10.1515/9783110197198.331.

Tsetsura K., Minaeva L.V., Aydaeva N. Russia // Watson T. (ed.) Eastern European Perspectives on the Development of Public Relations. New York: Palgrave Macmillan, 2014. P. 82–99.

Содержание номера № 11, 2020