Образовательная неуспешность российского студенчества: социологическая интерпретация проблемы

Образовательная неуспешность российского студенчества:
социологическая интерпретация проблемы


Зборовский Г. Е.

Доктор философских наук, заслуженный деятель науки РФ, профессор-исследователь кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления Уральского федерального университета, Екатеринбург, Россия. garoldzborovsky@gmail.com

Амбарова П. А.

Доктор социологических наук, профессор Уральского федерального университета, Екатеринбург, Россия borges75@mail.ru

DOI: 10.31857/S013216250012904-7
ID статьи на сайте журнала:


Исследование проведено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 19-29-07016


Ссылка при цитировании:

Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Образовательная неуспешность российского студенчества: социологическая интерпретация проблемы // Социологические исследования. 2021. № 3. С. 17-27.
DOI 10.31857/S013216250012904-7



Аннотация

Статья посвящена социологическому видению проблемы образовательной неуспешности российских студентов. На материалах исследований и рассмотрения реальных образовательных практик высшей школы доказывается острота поставленной проблемы. Аргументируется тезис об ограниченности педагогического измерения образовательной неуспешности студентов и необходимости ее социологической интерпретации. Последняя осуществляется в статье на трех уровнях – общностном, организационном, институциональном. В рамках авторского социологического исследования дается характеристика образовательно неуспешного студенчества. Оно рассматривается на организационном уровне в системе внутриуниверситетского взаимодействия научно-педагогического и управленческого персонала. Поставленная проблема трактуется в разрезе институциональных разрывов и противоречий, характеризующих отношения между высшим образованием и институтами общества и детерминирующих образовательную неуспешность. Раскрываются социальные факторы, оказывающие влияние на образовательную неуспешность студентов.


Ключевые слова
образовательная неуспешность; высшее образование; студенчество; университеты

Содержание номера № 3, 2021