Актуализация методологического наследия М. Вебера в поисках ответов на вызовы современной социологии
Зарубина Н. Н.
доктор философских наук, профессор кафедры социологии – кафедра социологии Московского государственного института международных отношений (университета) МИД России, Москва, Россия. n-zarubina@yandex.ru
ID статьи на сайте журнала:
Зарубина Н. Н. Актуализация методологического наследия М. Вебера в поисках ответов на вызовы современной социологии // Социологические исследования. 2021. № 4. С. 3-14.
DOI 10.31857/S013216250013143-0
Цель статьи – актуализация методологии М. Вебера в условиях новых вызовов социально-гуманитарному знанию, обусловленных большими данными и «революцией архивов». Богатые инструментальные возможности цифровых исследовательских практик, позволяющие устанавливать разнообразные корреляции множества фактов, усиливают прикладные и прогностические возможности науки. Однако они же провоцируют отказ от фундаментального теоретизирования как цели науки. Показано, что обоснованный М. Вебером методологический принцип «отнесения к ценности» представляет пример решения этих проблем в исторической социологии начала ХХ в. «Понимание культурных значений» исторических фактов имеет приоритет по сравнению с установлением их практически применимых корреляций в качестве существенной цели научных исследований. Показано, что отказ Вебера от установления универсальных законов истории в пользу типичных каузальных связей, выделяемых на основе «отнесения к ценности», не означает отказа от «большой теории». В социологии Вебера есть универсальная методологическая основа – теория рационализации, объединяющая различные теоретические перспективы и служащая ориентиром для понимания общества в его многообразии и противоречивости.
Берман П.Ш. Большие данные и историческая социальная наука // Социологические исследования. 2020. № 2. С. 144–149. DOI: 10.31857/S013216250008501-4.
Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990б. С. 707–735.
Вебер М. «Объективность» социально-научного и социально-политического познания // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990а. С. 345–415.
Вебер М. Предварительные замечания // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990г. С. 44–59.
Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990в. С. 307–343.
Гайденко П.П. Социология Макса Вебера // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 5–43.
Давыдов Ю.Н. Веберовская теория капитализма – ключ к универсальной исторической социологии // История теоретической социологии. Т. 2. М.: КАНОН+, 2002. С. 376–408.
Давыдов Ю.Н., Гайденко П.П. История и рациональность: Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. М.: Политиздат, 1991.
Дудина В.И. От паноптикона к панспектрону: цифровые данные и трансформация режимов наблюдения // Социологические исследования. 2018. № 11. С. 17–26. DOI: 10.31857/S013216250002782-3.
Дудина В.И. Цифровые данные – потенциал развития социологического знания // Социологические исследования. 2016. № 9. С. 21–30.
Зарубина Н.Н. Социокультурные факторы хозяйственного развития: Макс Вебер и современные теории модернизации. СПб.: РХГИ, 1998.
Зарубина Н.Н. Теория рационализации Макса Вебера как методология понимания современных социокультурных процессов // Социологические исследования. 2020. № 6. С. 3–15. DOI: 10.31857/ S013216250009355-3.
Китчин Р. Большие данные, новые эпистемологии и смена парадигм // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2017. № 44. C. 111–152.
Киященко Л.П. Этос постнеклассической науки (к постановке проблемы) // Философия науки. Вып. 11: Этос науки на рубеже веков. М.: ИФ РАН, 2005. С. 29–53.
Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.: ИЭС; СПб.: Алетейя, 1998.
Романовский Н.В. Историческая социология: опыт ретроспективного анализа // Социологические исследования. 1998. № 5. С. 7—14.
Шпон В. Историческая и сравнительная социология в глобальном мире // Журнал социологии и социальной антропологии. 2014. Т. XVII. № 2. С. 55–69.
Andreski S. Max Weber’s Insights & Errors. London: Routledge, 1984.
Aurora G.S. Hindu Religious Rationality and Inner-Worldly Ascetism // Reсent Research on Max Weber’s Studies of Hinduism. München; Köln; London: Weltforum Verlag, 1986.
Bellah R. Reflections on the Protestant Ethic Analogy in Asia // The Journal of Social Issues. 1963. Vol. 19. No. 1. P. 52–60. DOI: 10.1111/j.1540-4560.1963.tb00430.x.
Bendix R. Max Weber’s Sociology Today // International Social Science Journal. 1965. Vol. 17. No. 1. P. 9–12.
Kalberg S. Max Webers Typen der Rationalität. Grundsteine für die Analyse von Rationalisierungsprozessen in der Geschichte // Max Weber und die Rationalisierung sozialen Handelns. Stuttgart: Enke, 1981. S. 9–38.
Munshi S. Max Weber über Indien. Eine einführende Kritik // Max Weber, der Historiker. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1986. S. 221–241.
Parsons T. Introduction // Weber M. The Sociology of Religion. London: Methuen, 1965. P. I–IXVII.
Ruppert E., Law J., Savage M. Reassembling Social Science Methods: the Challenge of Digital Devices // Theory, Culture and Society. 2013. Vol. 30. No. 4. P. 22–46. DOI: 10.1177/0263276413484941.
Schwinn T. Klassikerdämmerung. 100 Jahre Max Weber im Kontext der Soziologiegeschichte und des aktuellen Zustandes unserer Disziplin // Kölner Zeitschrift für Soziologie und Sozialpsychologie. 2020. Vol. 72. P. 351–381.
Seyferth C. Gesellschaftliche Rationalisierung und die Entwicklung der Intellektuellenschichten. Zur Weiterführung eines zentralen Themas Max Webers // Max Weber und die Rationalisierung Sozialen Handelns. Stuttgart: Enke, 1981. S. 189–223.
Weiss J. Max Webers Grundlegungen der Soziologie. München: UTW, 1975.