Универсальные эффекты влияния формального образования на ценностные установки в кроссрегиональной перспективе
Зинькина Ю. В.
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Международной лаборатории демографии и человеческого капитала, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, Россия. juliazin@list.ru
Шульгин С. Г.
Кандидат экономических наук, зам. зав. Международной лаборатории демографии и человеческого капитала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Москва, Россия. sergey@shulgin.ru
Новиков К. Е.
кандидат философских наук, научный сотрудник Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, Россия kenovikov@yandex.ru
Коротаев А. В.
доктор исторических наук, профессор, заведующий Лабораторией мониторинга рисков социально-политической дестабилизации Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; главный научный сотрудник Института Африки РАН, Москва, Россия. akorotayev@gmail.com
ID статьи на сайте журнала:
Статья подготовлена в рамках научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.
Зинькина Ю. В., Шульгин С. Г., Новиков К. Е., Коротаев А. В. Универсальные эффекты влияния формального образования на ценностные установки в кроссрегиональной перспективе // Социологические исследования. 2021. № 9. С. 65-71.
DOI 10.31857/S013216250014147-4
Авторы исследуют влияние формального образования на ценностные установки и выделяют универсалии среди эффектов этого воздействия, наблюдаемые во всех регионах мира с использованием многофакторной модели на данных семи волн Всемирного обследования ценностей. Рассмотрены шесть подвыборок стран – ОЭСР, Восточная Европа, Латинская Америка, Ближний Восток и Северная Африка, Африка южнее Сахары, Восточная и Юго-Восточная Азия. Выявлены универсальные эффекты: по мере роста образования респондентов растет их интерес к политике, вовлеченность в социальные организации и готовность участвовать в политике. Повышается толерантность к проживанию по соседству с людьми иных расы, религии и к проявлениям свободы выбора. Возрастает приверженность ценностям гендерного равенства и эмансипации детей. У более образованных респондентов снижается религиозность. Такое количество универсалий позволяет утверждать, что на ценности влияет не только специфический социальный контекст, в котором приобретается образование, но и уровень образования как таковой, что поддерживает когнитивно-психологическую теорию образования.