Студенты приграничных регионов России и Казахстана о проблемах добрососедства в условиях сближения Европы и Азии
Симонян Р. Х.
доктор социологических наук, главный научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России, Москва, Россия simonyan.renald@yandex.ru
ID статьи на сайте журнала:
Статья подготовлена при финансовой поддержке МГИМО МИД России в рамках проекта № 1921-01-01 «Социокультурный феномен приграничья на постсоветском пространстве: массовое сознание, этнокультурные и конфессиональные идентичности, социальные практики».
Симонян Р. Х. Студенты приграничных регионов России и Казахстана о проблемах добрососедства в условиях сближения Европы и Азии // Социологические исследования. 2022. № 5. С. 114-122.
DOI 10.31857/S013216250016655-3
Межцивилизационное взаимодействие, основной ареной которого сегодня является евроазиатский континент, представляет одну из фундаментальных проблем обществоведения. Особый интерес вызывают приграничные зоны, где оно непосредственно осуществляется. В статье рассматривается российско-казахстанское приграничье – пространство многовекового культурного диалога различных цивилизаций, которое сегодня недостаточно изучено, что прежде всего относится к его социальному аспекту. Востребованность знания о российско-казахстанском приграничье актуализируется в связи с ростом значения Азии для России. Автор рассматривает границу между странами не столько как государственно-правовой институт с материальной инфраструктурой, необходимой для обеспечения национальной безопасности и взаимодействия с соседними государствами, сколько как сознание и деятельность людей, обеспечивающих выполнение этих функций. Развитие межгосударственных отношений накладывает особую ответственность по выполнению задач приграничья на молодёжь как наиболее активную и перспективную часть населения. Приводятся результаты компаративного исследования регионального сознания выпускников университетов двух стран, выявлены сходства и различия восприятий, представлений, оценок, ориентаций и установок, что подтверждает тесную взаимосвязь и близость мировосприятия студентов приграничных регионов России и Казахстана.
Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М.: Кучково поле, 2016.
Бжезинский Зб. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения, 2010.
Бийжанова Э.К. Российско-казахстанское приграничье: социологический анализ // Экономические и социальные проблемы: факты, тенденции, прогноз. 2015. № 6. С. 224–231.
Кочегарова Т.М. Запад и Восток: сравнительный анализ приграничного взаимодействия с соседними государствами // Горизонты экономики. 2015. № 3. С. 33–41.
Симонян Р.Х., Слуцкин Л.Н. Сравнительный анализ массового сознания студенческой молодежи российско-европейского и российско-китайского приграничья: опыт математического моделирования // Балтийский регион. 2020. № 2. С. 40–53.
Contessi N. Central Eurasia and New Great Game: Players Moves, Outcomes and Scholarship // Asian Security. 2015. No. 9. P. 27–34.
Kissinger H. (2010) On China. N.Y.: Penguin.