Общество потребления:
опыт моделирования взаимосвязей консюмеризма и религиозности
Бабич Н. С.
Кандидат социологических наук,доцент кафедры социологии Российского университета дружбы народов; старший научный сотрудник Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия. sociolog@mail.ru
Батыков И. В.
Кандидат социологических наук,заведующий лабораторией социологической экспертизы, Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия. ivbatykov@socexpertiza.ru
ID статьи на сайте журнала:
Бабич Н. С., Батыков И. В. Общество потребления: опыт моделирования взаимосвязей консюмеризма и религиозности // Социологические исследования. 2022. № 7. С. 97-108.
DOI 10.31857/S013216250019642-9
Настоящая статья представляет собой попытку установления эмпирической состоятельности гипотез, описывающих взаимосвязи между эволюцией общества потребления и религии. Рассмотрены четыре гипотезы: «секуляризации» (религия приходит в упадок с ростом консюмеризации обществ), «радикализации» (важность религии повышается перед лицом враждебных ценностей безудержного потребления), «коммодификации» (религия ассимилируется обществом потребления как область духовных услуг) и «третьей переменной» (с религией связано не развитие потребления, а экономическое развитие как таковое). На основании доступной статистики по различным странам мира последовательно рассмотрены способы измерения уровней консюмеризации и важности религии в современных обществах, статистические предсказания каждой из четырех гипотез. С помощью анализа корреляций между индексом консюмеризации и уровня ВВП, с одной стороны, индивидуальной религиозности и государственной поддержки религии – с другой, проведена проверка соответствия реальных данных этим предсказаниям. По итогам анализа может быть сделан вывод о том, что расширение пространства возможностей потребления связано с сокращением уровня индивидуальной религиозности в межстрановом контексте. То есть подтверждается первая гипотеза – о связи секуляризации и консюмеризации.
Бабич Н.С., Батыков И.В. Индекс развития общества потребления: теоретическое обоснование и первичная валидизация показателя // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2022. № 1. С. 84–96. [Babich N.S., Batykov I.V. (2022) Index of the consumer society development: Theoretical basis and primary validation. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Sociologiya [RUDN Journal of sociology]. No. 1: 84–96. (In Russ.)] DOI: 10.22363/2313-2272-2022-22-1-84-96.
Бабич Н.С., Хоменко В.И. Логические и практические трудности многомерного подхода к измерению религиозности // Социологический журнал. 2013. № 2. С. 89–96. [BabichN.S., KhomenkoV.I. (2013) Logical and practical difficulties of multidimensional measurement of religiosity. Sociologicheskij zhurnal [Sociological journal]. No. 2: 89–96. (In Russ.)] DOI: 10.19181/socjour.2013.2.384.
Бергер П.Л. Священная завеса: элементы социологической теории религии. М.: НЛО, 2019. [Berger P.L. (2019) Sacred Canopy: Elements of the Sociological Theory of Religion. Moscow: NLO. (In Russ.)]
Пруцкова Е. Операционализация понятия «религиозность» в эмпирических исследованиях // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012. № 2. С. 268–293. [Prutskova E. (2012) The concept of religiosity: operationalization in empirical research. Gosudarstvo, religiya, cerkov' v Rossii i za rubezhom [State, Religion and Church in Russia and Worldwide]. No. 2: 268–293. (In Russ.)]
Тернер Б. Религия в постсекулярном обществе // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012. № 2. С. 24–25. [Turner B. (2012) Religion in a post-secular society. Gosudarstvo, religiya, cerkov' v Rossii i za rubezhom [State, Religion and Church in Russia and Worldwide]. No. 2: 24–25. (In Russ.)]
Bauman Z., Donskis L. (2016) Liquid evil: living with TINA. Cambridge: Polity.
Bauman Z., Obirek S. (2015) Of God and Man. Cambridge: Polity.
Castells M., Hlebik S.Alternative Economic Practices in Barcelona: Surviving the Crisis, Reinventing Life. In: Another Economy is Possible. Ed. by M.Castells. Cambridge: Polity: 160–186.
Cohen J. (1988) Statistical power analysis for the behavioral sciences. Hillsdale: Lawrence Erlbaum.
Fox J. (2019) A world survey of secular-religious competition: state religious policy from 1990 to 2014. Religion, State & Society. Vol. 47(1): 10–29. DOI: 10.1080/09637494.2018.1532750.
Gauthier F. (2019) Religion, modernity, globalisation: Nation-state to market. London: Routledge.
Hirschle J. (2014) Consumption as a source of social change. Social Forces. Vol. 92. No. 4: 1405–1433. DOI: 10.1093/sf/sou001.
Inglehart R.F. (2021) Religion’s sudden decline: what’s causing it, and what comes next? Oxford: Oxford University Press.
Inglehart R., Norris P. (2011) Sacred and Secular. Religion and Politics Worldwide. Cambridge, UK: Cambridge University Press.
Possamai A. (2014) Sociology of religion for generations X and Y. London: Routledge.
Strulik H. (2016) Secularization and Long-Run Economic Growth. Economic Inquiry. Vol. 54. No. 1: 177–200. DOI: 10.1111/ecin.12242.
Wieviorka M. (2012) Evil. Cambridge: Polity.
Wieviorka M. (2018) Europe facing evil: Xenophobia, racism, anti-semitism and terrorism. In: Europe’s crises. Ed. by M.Castells. Cambridge: Polity: 205–223.