Стратегии буддийских сообществ в новых медиа
Островская Е. А.
Доктор социологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета, профессор кафедры теории и истории социологии, Санкт-Петербург, Россия (e.ostrovskaya@spbu.ru) e.ostrovskaya@spbu.ru
Бадмацыренов Т. Б.
доктор социологических наук, доцент, заведующий кафедрой политологии и социологии Бурятского государственного университета им. Д. Банзарова, Улан-Удэ, Россия batorovitch@mail.ru
ID статьи на сайте журнала:
Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РФФИ № 20-011-00531.
Островская Е. А., Бадмацыренов Т. Б. Стратегии буддийских сообществ в новых медиа // Социологические исследования. 2022. № 7. С. 109-119.
DOI 10.31857/S013216250019277-7
Статья посвящена рассмотрению динамики цифровизации общин различных направлений российского буддизма и созданных ими стратегий выстраивания отношений с Интернетом и новыми медиа. В качестве методологической рамки авторы избрали подход «социорелигиозного форматирования технологий» Хайди Кэмпбелл, который позволяет выявить соответствие между историей, традицией, верованиями религиозного сообщества и выбираемыми им стратегиями использования медиатехнологий для конструирования собственных идентичности, авторитета и границ. Опираясь на материалы интервью и данные анализа онлайн-текстов, авторы анализируют корреляции между социокультурным закреплением конкретных направлений российского буддизма и формированием медианиш русскоязычного буддизма.
Актамов И.Г., Бадмацыренов Т.Б., Доржиева Т.Б. Буддизм в Интернете: методология изучения виртуальных религиозных сообществ // Вестник Бурятского государственного университета. Серия: Философия. 2015. № 6. С. 86–91.
Актамов И.Г., Бадмацыренов Т.Б., Хандаров Ф.В. Особенности развития виртуальных буддийских сообществ Рунета // Власть. 2018. № 2. С. 100–105.
Бадмацыренов Т., Родионов В. Буддийское возрождение и конструирование буддийского сообщества в современной Бурятии // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2020. № 1 (38). С. 62–85.
Бадмацыренов Т.Б., Скворцов М.В., Хандаров Ф.В. Топологические характеристики буддийского сообщества в социальной сети «ВКонтакте» // Социологические исследования. 2018. № 8. С. 74–82.
Ванчикова Ц.П. Тибетцы в Бурятии: новый феномен в этническом и культурном многообразии республики // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Филология, история, востоковедение. 2012. № 2. С. 128–135.
Дондуков Б.Ц., Дондукова Г.П. Предпосылки формирования буддийского сегмента Интернета // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2017. Т. 6. № 6А. С. 200–210.
Доржигушаева О.В., Дондуков Б. Влияние информационных технологий на развитие буддийских сообществ России // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2016. Т. 35. № 3 (224). С. 110–114.
Кэмпбелл Х. К вопросу о религиозно-социальном формировании технологии // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2020. № 38 (2). С. 124–158.
Островская Е.А. Буддийские общины Санкт-Петербурга. СПб.: Алетейя, 2016.
Терентьев Андрей. Переводчик Далай-ламы. YouTube канал «Сохраним Тибет». URL: https://www. youtube.com/watch?v=bG8uySvoi2I (дата обращения: 02.02.2022).
Campbell H. Considering the Religious-Social Shaping of Technology // When Religion Meets New Media. New York: Routledge, 2010. P. 41–63.
Ostrovskaya E., Badmatsyrenov T., Khandarov F., Aktamov I. Russian-Speaking Digital Buddhism: Neither Cyber, nor Sangha // Religions. 2021. № 12.