Болонский процесс:
успехи и сомнения
Ключарев Г. А.
Доктор философских наук,руководитель Центра социологии образования и науки Института социологии ФНИСЦ РАН; профессор кафедры философии, социологии и права им. Г.С. Арефьевой НИУ «Московский энергетический институт», Москва, Россия Kliucharev@mail.ru
Тюрина И. О.
Кандидат социологических наук,ведущий научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
ID статьи на сайте журнала:
Ключарев Г. А., Тюрина И. О. Болонский процесс: успехи и сомнения // Социологические исследования. 2023. № 4. С. 84-93.
DOI 10.31857/S013216250025450-8
Ожидаемый формальный выход российского высшего образования из Болонского процесса ставит вопрос об оценке опыта, накопленного в этой сфере. Актуален вопрос о возможности и целесообразности использовать этот опыт при дальнейшем развитии существующей системы образования. В статье использованы данные мониторинга Болонского процесса в органах управления образованием, в высших и средних учебных заведениях, а также среди их администраций и профессорско-преподавательского состава. Конкретные данные получены в совместном исследовании Центра социологии науки и образования ФНИСЦ РАН и Центра социального прогнозирования (N = 3677, октябрь 2021 г.). По трем подвыборкам выпускников – бакалавриата, магистратуры, специалитета – проанализированы следующие показатели: трудоустройство по полученной специальности, ожидаемая и фактическая заработная плата, готовность к дополнительному и непрерывному образованию. Даны оценка и прогноз применимости в условиях современных российских реалий таких «болонских» практик, как создание исследовательских университетов, ЕГЭ, ГИФО, образовательное кредитование, внутристрановые образовательные миграции и межуниверситетские обмены, преодоление неравенств и доступность качественного образования.
Беляков С.А. Оценка вклада высшего и среднего профессионального образования в экономику российских регионов / С.А. Беляков, Т.Л. Клячко. М.: Издательство «Дело», 2016.
Булатова Г.А. Трудоустройство выпускников высших учебных заведений: аналитический обзор статистических данных и материалов исследований // Экономика. Профессия. Бизнес. 2020. № 3. С. 14–20. DOI: 10.14258/epb201981.
Бурганова И.Н., Фарус О.А. Многоуровневое высшее образование в РФ: состояние и проблемы // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71, часть 1. С. 53–56.
Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы. М.: Центр социального прогнозирования, 2010.
Днепров Э.Д. Образование и политика (в 2 т.). М.: Мариос, 2006.
Днепров Э.Д. Российское образование в XIX – начале XX века (в 2 т.). М.: Мариос, 2011.
Добренькова Е.В. Проблемы вхождения России в Болонский процесс // Социологические исследования. 2007. № 6. С. 102–105.
Добрынина М.В. Государственная политика в области инженерного образования: традиции и современность. М.: Триумф, Лучшие книги, 2019.
Каменский Е.Г. Коррупциогенные риски модернизации высшего образования в социокультурном контексте современной России: теоретический очерк // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2021. № 2. URL: https://sfk-mn.ru/PDF/29KLSK221.pdf (дата обращения: 22.02.2023).
Ключарев Г.А., Неверов А.В. Проект «5–100»: некоторые промежуточные итоги // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2018. № 1. С. 100–116. DOI: 10.22363/2313-2272-2018-18-1-100-116.
Кузьминов Я.И., Юдкевич М.И. Университеты в России: как это работает. М.: ИД ВШЭ, 2022.
Курбатова М.В., Донова И.В., Кранзеева Е.А., Леухова М.Г. Образовательная миграция в регионах ресурсного типа // Мир России. 2022. Т. 31. № 1. С. 91–112. DOI: 10.17323/1811-038Х-2022-31-1-91-112.
Маликова В.В. Использование потенциала человеческого капитала предпенсионеров в решении задачи снижения безработицы и трудоустройства студентов и выпускников вузов: теоретические аспекты // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2021. № 54. С. 158–169. DOI: 10.17223/19988648/54/8.
Образование в цифрах. Краткий статистический сборник / ред. Л.М. Гохберг. М.: ИД ВШЭ, 2020.
Окунькова Е.А. Интегральная оценка высшего образования // Гуманитарные технологии и интеллектуальное лидерство. М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017. С. 155–159.
Суходолов А.П., Анохов И.В., Михалёва Е.О. Университетская наука. Внутренние возможности стимулирования научной деятельности в российских университетах // Экономика науки. 2019. № 2. С. 129–142.
Трифанков Ю.Т. Вуз и российское общество: 30–90-е годы XX века / Трифанков Ю.Т., Рафиенко Е.Н. Брянск: Изд-во БГТУ, 2000.
Упоров И.В. Научно-педагогическая свобода и стандарты в вузах: проблема соотношения в рамках единого образовательного процесса // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 8. С. 78–83.
Ширинкина Е.В., Кельчевская Н.Р. Система «Настройка образовательных структур» («Tuning of educational structures») при формировании единого образовательного пространства // Современное образование. 2020. № 1. С. 33–52. DOI: 10.25136/2409–8736.2020.1.3191.
Clarke M., Luna-Bazaldua D. Primer on Large-Scale Assessments of Educational Achievement. National Assessments of Educational Achievement;. Washington, DC: World Bank, 2021.
Kliucharev G. New Challenges in Adult Learning Policy in Russia / Post-school Education and the Transition from State Socialism / Ed. by James Muckle and W. John Morgan. Nottingham: Continuing education press, 1999.
Rado P. Transition in Education: Policy Making and the Key Educational Policy Areas in the Central-European and Baltic Countries. Budapest: Open Society Institute, 2001.
Rado P. Governing Decentralized Education Systems: Systemic Change in South Eastern Europe. Budapest: Open Society Institute, 2011.
World Bank. World Development Report – From Plan to Market. New York: Oxford Univ. Press, 1996.