Цифровизация психологической помощи:
факторы и тенденции (на примере Санкт-Петербурга)
Плутов Л. Е.
аспирант, лаборант-исследователь, Ресурсный центр «Центр социологических и интернет-исследований», Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия st049388@student.spbu.ru
Русакова М. М.
кандидат социологических наук, доцент кафедры прикладной и отраслевой социологии, и.о. директора, Ресурсный центр «Центр социологических и интернет-исследований», Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия. m.rusakova@spbu.ru
Гузева Д. В.
специалист, Ресурсный центр «Центр социологических и интернет-исследований», Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия d.guzeva@spbu.ru
ID статьи на сайте журнала:
Плутов Л. Е., Русакова М. М., Гузева Д. В. Цифровизация психологической помощи: факторы и тенденции (на примере Санкт-Петербурга) // Социологические исследования. 2023. № 7. С. 53-62.
DOI 10.31857/S013216250023035-1
Рассматриваются установки и практики петербуржцев относительно получения дистанционной психологической помощи в Интернете. Активное распространение психологических услуг через Интернет предлагается в качестве эффективной стратегии для улучшения доступа к профессиональной помощи путем преодоления структурных и/или региональных барьеров. Изучение материалов телефонного опроса весной 2022 г. в Санкт-Петербурге (N = 1200) показало, что практика обращения за психологической помощью является распространенной: более трети жителей Санкт-Петербурга когда-либо обращались к специалисту, из обратившихся четверть получала помощь дистанционно. В 2022 г. заметен резкий рост потребности в психологической помощи. На использование цифровых практик получения психологической помощи влияют преимущественно социальные предикторы: возраст, наличие несовершеннолетних детей, а также опыт окружения в обращении за психологической помощью. В то же время фактор стигматизации психологической помощи на данный момент амбивалентен и не может выступать ключевым предиктором.
Вилюжанина Т.А. Особенности психологического консультирования онлайн // Вестник Донецкого национального университета. Серия Д: Филология и психология. 2020. № 1. С. 123–132. [Vilyuzhanina Т.А. (2020) Features of psychological consulting online. Vestnik Donetskogo natsional’nogo universiteta. Seriya D: Filologiya i psikhologiya [Bulletin of Donetsk National University. Series D: Philology and Psychology]. No. 1: 123–132. (In Russ.)]
Гартфельдер Д.В. Дистанционная психологическая помощь: обзор современных возможностей и ограничений // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2016. Т. 12. № 2. С. 77–96. [Hartfelder D.V. (2016) Capabilities and limitations of modern telepsychology: an overview. Vestnik psikhiatrii i psikhologii Chuvashii [The Bulletin of Chuvash Psychiatry and Psychology]. Vol. 12. No. 2: 77–96. (In Russ.)]
Иванов В.Г., Николаев Е.Л. К вопросу о психологическом консультировании в сети Интернет // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54 (5). С. 326–332. [Ivanov V.G., Nikolaev E.L. (2017) On the issue of psychological counseling in the Internet. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of Modern Pedagogical Education]. Vol. 54. No. 5: 326–332. (In Russ.)]
Казанцева Т.В., Антонова Н.А., Ерицян К.Ю. Обращение за профессиональной помощью в сфере психического здоровья: концептуализация понятия и анализ предикторов // Петербургский психологический журнал. 2019. № 28. С. 88–117. [Kazantseva T.V., Antonova N.A., Eritsyan K.Y. (2019) Help-seeking in mental health problems: conceptualization and analysis of predictors. Peterburgskij psihologicheskij zhurnal [Petersburg Journal of Psychology]. No. 28: 88–117. (In Russ.)]
Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование и психотерапия в Интернете. М.: Спутник+, 2010. [Menovshchikov V.Y. Psychological counseling and psychotherapy in the Internet. Moscow: Sputnik+. (In Russ.)]
Apolinário-Hagen J., Vehreschild V., Alkoudmani R. (2017) Current Views and Perspectives on E-Mental Health: An Exploratory Survey Study for Understanding Public Attitudes Toward Internet-Based Psychotherapy in Germany. JMIR Mental Health. Vol. 23. No. 1. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/28232298/ (accessed
22.10.2022).
Best P., Gil-Rodriguez E., Manktelow R., Taylor B.J. (2017) Seeking Help From Everyone and No-One: Conceptualizing the Online Help-Seeking Process Among Adolescent Males. Qualitative health research. Vol. 26. No. 8: 1067–1077.
Biddle L., Donovan J., Sharp D., Gunnell D. (2007) Explaining non-help-seeking amongst young adults with mental distress: a dynamic interpretive model of illness behaviour. Sociology of health & illness. Vol. 29. No. 7: 983–1002.
Goffman E. (1963) Stigma: Notes on the Management of Spoiled Identity. London: Penguin [1990].
Lal S., Adair C. (2014) E-mental health: a rapid review of the literature. Psychiatr Serv. Vol. 65. No. 1: 24–32.
Lynch L., Long M., Moorhead A. (2018) Young Men, Help-Seeking, and Mental Health Services: Exploring Barriers and Solutions. American Journal of Men’s Health. Vol. 12. No. 1: 138–149.
Sedlander E., Barboza K.C., Jensen A. et al. (2018) Veterans’ Preferences for Remote Management of Chronic Conditions. Telemedicine and e-Health. Vol. 24. No. 3: 229–235.
Schröder J., Sautier L., Kriston L., Berger T., Meyer B., Späth C. et al. (2015) Development of a questionnaire measuring attitudes towards psychological online interventions – the APOI. Journal of affective disorders. Vol. 187. No. 15: 136–141.
Venkatesh V., Morris M., Davis G., Davis F. (2003) User Acceptance of Information Technology: Toward a Unified View. MIS Quarterly. Vol. 27. No. 3: 425–478.
Warner J. (2009) The Sociology of Mental Health: A Brief Review of Major Approaches. Sociology Compass. No. 3: 630–643.