Объяснительные возможности концепции расколдовывания мира М. Вебера в контекстах роста магического сознания
Зарубина Н. Н.
доктор философских наук, профессор кафедры социологии – кафедра социологии Московского государственного института международных отношений (университета) МИД России, Москва, Россия. n-zarubina@yandex.ru
ID статьи на сайте журнала:
Зарубина Н. Н. Объяснительные возможности концепции расколдовывания мира М. Вебера в контекстах роста магического сознания // Социологические исследования. 2023. № 11. С. 15-24.
DOI 10.31857/S013216250028529-4
В статье рассматривается концепция расколдовывания мира М. Вебера как методологическое основание для понимания трансформаций сознания современных людей в отношении отхода от научной картины мира и восстановления магического мировосприятия. Показано, что процесс расколдовывания мира М. Вебер рассматривал в двух формах: как маргинализации магических практик спасения внутри рационализированных религиозных картин мира и как утверждения представлений о полной познаваемости мира в научном мировоззрении. Фактором расколдовывания мира является рационализация, в результате которой происходит преодоление архаичного синкретизма: человек выделяет ценностные ориентиры «ведения жизни» и принимает на себя ответственность за свою судьбу. Однако это сопровождается формализацией нормативного порядка и постепенной утратой смысловых и ценностных доминант, с которыми она вступает в противоречие. Обосновывается, что в современном расколдованном мире происходят обратные процессы, развивается новейший синкретизм как результат взаимопроникновения цифровых техногенной, природной, социальной реальностей, снятия этических антиномий. Новейшему «заколдовыванию мира» способствуют также усиление отчуждения и стремления переложить ответственность за свою и общую судьбу на внешние силы, отказ от долгосрочных рациональных жизненных стратегий и ориентации на получение быстрого результата при невнимании к механизмам его достижения. Кроме того, отсутствие смысловых и ценностных доминант в современной культуре восполняется за счет архаичной веры в экстраординарные явления, способные быстро и эффективно, по образу и подобию цифровых технологий, решать самые острые проблемы.
Бразертон Р. Недоверчивые умы. М.: Альпина нон-фикшн, 2021.
Вебер М. Наука как призвание и профессия // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990в. С. 707–735.
Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. М.: Прогресс; 1990а. С. 61–272.
Вебер М. Социология религии (типы религиозных сообществ) // Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994б. C. 78–308.
Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990б. С. 307–343.
Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий. Попытка сравнительного исследования в области социологии религии. Введение // Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994а. С. 43–73.
Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий: Опыты сравнительной социологии религии. Конфуцианство и даосизм. СПб.: В. Даль, 2017.
Давыдов Ю.Н., Гайденко П.П. История и рациональность: Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. М.: Политиздат, 1991.
Ефремов Ю.Н. Лженаука, псевдонауки и гипотеза // Лженаука в современном мире: медиасфера, высшее образование, школа. СПб.: ВВМ, 2013. С. 30–41.
Ионин Л.Г. Драма жизни Макса Вебера. М.: Дело, 2022.
Ионин Л.Г. Новая магическая эпоха // Логос. 2005. № 5 (50). С. 23–40.
Катерный И.В. Постгуманизм. Человек в эпоху новой социальности: метаморфозы, нарративы, дилеммы. М.: ЛЕНАНД, 2021.
Тенбрук Ф. Главный труд Макса Вебера // Социологическое обозрение. 2020. Т. 19. № 2. С. 76–121.
Фетиш и табу: Антропология денег в России. М.: ОГИ, 2013.
Хабермас Ю. Расколдовывание религиозно-метафизических картин мира и возникновение современных структур сознания // Социологическое обозрение. 2010. Т. 9. № 1. С. 27–52.
Юревич А.В. Экономика эзотерических знаний // В защиту науки. 2011. № 8. С. 94.
Bauman Z., Donskis L. Liquid Evil. Cambridge: Polity Press, 2016.
Schluchter W. Die Paradoxie der Rationalisierung: Zum Verhältnis von “Ethik” und “Welt” bei Max
Weber // Rationalismus der Weltbeherrschung: Studien über Max Weber. Frankfurt/М., 1980. S. 9–40.