Потенциал развития научно-педагогических работников: социологический ракурс

Потенциал развития научно-педагогических работников:
социологический ракурс


Зборовский Г. Е.

Доктор философских наук, заслуженный деятель науки РФ, профессор-исследователь кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления Уральского федерального университета, Екатеринбург, Россия. garoldzborovsky@gmail.com

DOI: 10.31857/S0132162524030081
ID статьи на сайте журнала:


Исследование выполнено за счет гранта РНФ, проект № 23-28-00028, https://rscf.ru/project/23-28-00028/


Ссылка при цитировании:

Зборовский Г. Е. Потенциал развития научно-педагогических работников: социологический ракурс // Социологические исследования. 2024. № 3. С. 94-105.
DOI 10.31857/S0132162524030081



Аннотация

В статье рассматриваются основные количественные и качественные характеристики вузовской социальной общности научно- педагогических работников (НПР) и пути развития этой категории специалистов интеллектуального труда. Доказывается, что дальнейшее совершенствование высшего образования в стране невозможно без активного участия НПР. Рассматриваются перспективы развития этой общности. Выделяются многоуровневые факторы влияния на НПР, связанные с действиями четырех социальных субъектов: администрации президента (уровень мегафакторов), Министерства науки и высшего образования РФ (уровень макрофакторов), органов региональной власти и местного самоуправления (уровень мезофакторов), университетского управления (уровень микрофакторов). Все рассматриваемые решения регуляторов разных уровней имеют, по мнению автора, стратегическое значение для развития потенциала НПР.


Ключевые слова
научно- педагогические работники (НПР); потенциал развития НПР; количественные характеристики развития НПР; качественные характеристики развития НПР; факторы влияния на НПР; стратегические решения


Список литературы

Алавердов А.Р. Публикационная активность преподавателей отечественной высшей школы и резервы её повышения // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 2. С. 23–36.

Горшков М.К., Шереги Ф.Э., Тюрина И.О. Воспроизводство специалистов интеллектуального труда: социологический анализ. М.: ФНИСЦ РАН, 2023.

Доклад Правительства РФ Федеральному собранию РФ о реализации государственной политики РФ в сфере образования. М., 2023. URL: http://static.government.ru/media/files/7wTyuCH7RUXZb5RgUqReX4nWt6TuUAH4.pdf (дата обращения: 10.10.2023).

Ефимова Г.З. Барьеры на пути построения академической карьеры преподавателями высшей школы // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25. № 4. С. 55–74.

Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Мобилизация ресурсов научно-­педагогического сообщества (кейс высшего образования УрФО) // Социологические исследования. 2022. № 9. С. 60–71.

Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Университеты, которые могут изменить себя и макрорегион // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып. 16. М.: Новый Хронограф, 2018. С. 373–392.

Изменения стратегий, мотиваций и экономического поведения студентов и преподавателей российских вузов. Информационный бюллетень. М.: НИУ ВШЭ, 2019. (Мониторинг экономики образования; № 1 (133)).

Индикаторы науки: 2007. Статистический сборник. М.: ГУ-ВШЭ, 2007.

Индикаторы образования: 2013. Статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2013.

Индикаторы образования: 2021. Статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2021.

Индикаторы образования: 2022. Статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2022.

Кузьминов Я.И., Юдкевич М.М. Университеты в России: как это работает. М.: ВШЭ, 2021.

Образование в Российской Федерации: 2012. Статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2012.

Платонова Д.П., Никифорова Н.Ю. Внутреннее управление российских вузов: взгляд практиков в условиях меняющейся среды: информационный бюллетень. М.: НИУ ВШЭ, 2022. (Мониторинг экономики образования; № 4 (21)).

Рудаков В.Н. Различия в положении профессорско-­преподавательского состава вузов по возрастным группам // Мониторинг экономики образования. 2020. № 1. С. 1–6.

Самсонова Е.А. Социологические факторы влияния образовательной среды на профессиональное выгорание преподавателей вузов // Вестник Института социологии. 2022. Т. 13. № 3. С. 179–192

Селиверстова Н.А. Имитация образовательных практик в сфере высшего образования // Социологические исследования. 2020. № 3. С. 71–77.

Сотникова И.С. Новый контур оценки конкурентоспособности научно-­педагогических работников: независимая оценка квалификации // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 3. С. 113–126.

Пугач В.Ф. Ещё раз о возрасте преподавателей в российских вузах: старые проблемы и новые тенденции // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 3. С. 118–133.

Юревич М.А., Еркина Л.С. «Публикационное ралли»: прямая угроза или новые возможности для научного сообщества? … // Социология науки и технологий. 2017. Т. 8. № 2. С. 104–117.

Содержание номера № 3, 2024