Секулярный или постсекулярный мир? Верификация концепций

Секулярный или постсекулярный мир? Верификация концепций


Андреева Л. А.

Доктор философских наук, профессор РАН, ведущий научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН, Москва, Россия larchen1969@gmail.com

Андреева Л. К.

Доцент Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разу- мовского (МГУТУ).

ID статьи на сайте журнала: 5165


Ссылка при цитировании:

Андреева Л. А., Андреева Л. К. Секулярный или постсекулярный мир? Верификация концепций // Социологические исследования. 2015. № 3. С. 82-88



Аннотация

Статья посвящена верификации двух ключевых концепций, описывающих пути развития западного мира, в которых важную роль играет религия: теория секуляризации и концепт “постсекулярного” мира. Социологические данные международного социологического проекта “Мировые ценности” (WorldValuesSurveyWVS) (волна опроса 2009 г.) подтверждают вывод классической теории секуляризации применительно к “старой” Европе и опровергают концепт “постсекулярного общества”.


Ключевые слова
секуляризация; постсекулярное общество; верификация; ценности; WVS


Список литературы

Введение в общее религиоведение. Учебник / Под ред. И. Н. Яблокова. М., 2001.

Вебер М. Избранное: Протестантская этика и дух капитализма. М., 2006.

Данненберг А.Н. Тупики “постсекулярного”. Новейшие философско-теологические концепции как выражение кризиса западного христианства // Сайт научного богословского портала. URL: http://www.bogoslov.ru/text/3430693.html (дата обращения: 10.11. 2013).

Кожев А. Идея смерти в философии Гегеля. СПб., 1998.

Кокс Х. Мирской град. М., 1995.

Ницще Ф. Веселая наука // Ницще Ф. Человеческое, слишком человеческое; Веселая наука; Злая мудрость: Сборник. Минск, 1997.

Системный мониторинг глобальных и региональных рисков. М., 2010.

Узланер Д.А. Секуляризация как социологическое понятие (по исследованиям западных социологов) // Социологические исследования. 2008. № 8. С. 3–30.

Хабермас Ю. Постсекулярное общество – что это? Часть первая // Российская философская газета. 2008. № 4 (18).С. 1–2.

Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М.: Весь мир, 2003.

Хачатурян В.М. Диалог с архаикой // Цивилизации. Вып. 7. М., 2006. С. 208–233.

Элиаде М. Космос и история. М., 1987.

Berger P.The Social Reality of Religion. Faber and Faber, 1969.

Habermas J. Glauben und Wissen. Frankfurt am Main, 2002.

King M. Postsecularism: The Hidden Challenge to Extremism. Cambridge, 2009.

Milbank J. Theology and Social Theory: Beyond Secular Reason. Oxford; Cambridge, 1990.

Rockeach M. The Nature of Human Values. N.Y., 1973.

Kern S. German Church Becomes Mosque // СайтGatestone Institute. URL: http://www.gatestoneinstitute. org/3585/german-church-becomes-mosque (дата обращения: 12.11. 2013).

Säkularisierung, Dechristianisierung im neuzeitlichen Europa: Bilanz und Perspektiven der Forschung. Göttingen, 1997.

Taylor Ch. A secular age. Cambridge, 2007.

Tschannen О. La genese de 1’approche modeme de la secularization une analyse en histoire de la sociologie II Social Compass. 1992. Vol. 39. № 2. P. 291–308.

Содержание номера № 3, 2015