Мотивы использования виртуальных социальных сетей подростками


Гуркина О. А.

Научный сотрудник лаборатории мониторинговых исследований Московского городского психолого-педагогического университета bazinao@gmail.com

Мальцева Д. В.

Кандидат социологических наук, социолог-аналитик исследовательской группы ЦИРКОН maltceva@zircon.ru

ID статьи на сайте журнала: 5226


Ссылка при цитировании:

Гуркина О. А., Мальцева Д. В. Мотивы использования виртуальных социальных сетей подростками // Социологические исследования. 2015. № 5. С. 123-130



Аннотация

Представлен анализ причин популярности виртуальных сетей среди подростков. Наряду с освещением основных теоретических подходов к проблеме, представлены результаты опроса московских старшеклассников. Показано особое значение рекреационных возможностей социальных сетей для подростков.


Ключевые слова
социальные сети; подростки; социальная компенсация; социальное присутствие

Список литературы

Доклад “Рунет сегодня”: исследование российского Интернета // Фонд развития гражданского общества. 25.09.2012. URL: http://civilfund.ru/mat/view/1 (дата обращения: 15.08.2013).

Дужникова А.С. Социальные сети: современные тенденции и типы пользования // Мониторинг общественного мнения. 2010. № 5 (сентябрь–октябрь). С. 238–245.

Завилишина М., Милованова Е. Социальные сети и подросток. Психологический навигатор. URL: http://deti.psynavigator.ru/articles.php?code=135 (дата обращения: 13.08.2013).

Зотова Е., Солдатова Г. Российские и европейские школьники: проблемы онлайн-социализации // Дети в информационном обществе. 2011. Vol. 7. С. 46–55.

Исследование аудитории российских социальных сетей // CMSmagazine. Аналитический портал рынка web-разработок. URL: http://research.cmsmagazine.ru/audience-research-russian-socialnetworks (дата обращения: 25.10.2013).

Мифы и реальность социальных сетей в Интернете // Энциклопедия сайтостроения. URL: http:// site.nic.ru/content/view/358/33/ (дата обращения: 12.08.2013).

Недовишина И.В., Шахмартова О.М. Исследование мотивов использования социальных сетей младшими школьниками // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-motivov-ispolzovaniya-sotsialnyh-setey-mladshimishkolnikami (дата обращения: 25.08.2013).

Россияне в сети. Рейтинг популярности социальных медиа. ВЦИОМ. 13.02.2012. URL: http://wciom. ru/index.php?id=459&uid=112476 (дата обращения: 13.08.2013).

Федунина Н.Ю. Фактор свободы у пользователей социальных сетей подросткового и юношеского возраста // Научные материалы V съезда Российского психологического общества. Т. III. 2012. C. 440–441.

Anderson-Butcher D., Ball A., Brzozowski M., Lasseigne A., Lehnert M., McCormick B.L. Adolescent Weblog Use: Risky or Protective? // Child Adolescent Social Work Journal. 2010. P. 63–77.

Amichai-Hamburger Y., Vinitzky G. Social network use and personality // Computers in Human Behavior. 2010. Vol. 26. P. 1289–1295.

Arseneault J.M., Orr E.S., Simmering M.G., Ross C., Sisic M. Personality and motivations associated with Facebook use // Computers in Human Behavior. 2009. Vol. 25. P. 578–586.

Barker V. Older Adolescents’ Motivations for Social Network Site Use: The Influence of Gender, Group Identity, and Collective Self-Esteem // CyberPsychology& Behavior. 2009. Vol. 12 (2). P. 210.

Boyd D.M., Ellison N.B. Social network sites: definition, history, and scholarship // Journal of Computer- Mediated Communication. 2008. Vol. 13. P. 210–230.

De Groot J.M., Ledbetter A.M., Mao Y., Mazer J.P., Meyer K.R., Swafford B. Attitudes Toward Online Social Connection and Self-Disclosure as Predictors of Facebook // Communication Research. 2011. Vol. 38(1). P. 27–53.

Evans M.A., Hare A.L., Mikami A.Y. Adolescent Peer Relationships and Behavior Problems Predict Young Adults’ Communication on Social Networking Websites // Developmental Psychology. 2010. Vol. 46 (1). P. 46–56.

Greenfield P., Subrahmanyam K. Online Communication and Adolescent Relationships // Future of children, 2008. URL: www.futureofchildren.org.

Cheung Ch. M.K., Chiu P., Lee M. Online social networks: Why do students use facebook? // Computers in Human Behavior. 2011. Vol. 27. P. 1337–1343.

Ceccucci W., Peslac A., Sendall P. An Empirical Study of Social Networking Behavior Using Theory of Reasoned Action // Conference for Information Systems Applied Research, 2011. P. 1–13.

Fogg B.J. Mass Interpersonal Persuasion: An Early View of a New Phenomenon // Third International Conference on Persuasive Technology. Berline: Springer, 2008.

Hargittai E., Hsieh Y.P. Predictors and consequences of social network site usage // Information, Communication and Society. 2010. Vol. 13. P. 515–536.

Hofmann S.G., Nadkarni A. Why do people use Facebook? // Personality and Individual Differences 2012. Vol. 52. P. 243–249.

Joinson A.N. Looking at, looking up or keeping up with people? Motives and use of Facebook // SIGCHI. 2008. P. 1027–1036.

Joinson A.N., Vasalou A., Courvoisier D. Cultural differences, experience with social networks and the nature of ‘‘true commitment’’ in Facebook // International Journal of Human-Computer Studies. 2010. Vol. 68. P. 719–728.

Lin K.-Y., Lu H.-P. Why people use social networking sites: An empirical study integrating network externalities and motivation theory// Computers in Human Behavior. 2011. Vol. 27. P. 1152–1161.

Lou L. Loneliness, friendship, and self-esteem: First-year college students’ experience of using facebook // Dissertation Abstracts International: Section B: The Sciences and Engineering. 2010. Vol. 70.

McElroy J.C., Moore K. The influence of personality on Facebook usage, wall postings, and regret // Computers in Human Behavior. 2012. Vol. 28. P. 267–274.

Mehdizadeh S. Self-presentation 2.0: Narcissism and self-esteem on Facebook // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2010. Vol. 13. P. 357–364.

Murray K.E., Waller R. Social networking goes abroad // International Educator. 2007. 16(3). P. 56–59. Pew: 94% Of Teenagers Use Facebook, Have 425 Facebook Friends, But Twitter & Instagram Adoption Way Up// Marketing Land. 21.05.2013. URL: http://marketingland.com/pew-the-average-teenagerhas- 425-4-facebook-friends-44847.

Regan P., Steeves V. Kids R Us: Online Social Networking and the Potential for Empowerment // Surveillance & Society. 2010. Vol. 8(2). P. 157–170.

Reich S.M. Adolescents’ sense of community on myspace and facebook: a mixed-methods approach // Journal of community psychology. 2010. Vol. 38. P. 688–705. Скульптура из бетона и полимера от АртСтоун скульптура из бетона Заказать скульптуру из бетона вы можете в нашем интернет-магазине

Schaefer C. Motivations and Usage Patterns on Social Network Sites // ECIS 2008 Proceedings. Paper 143. URL: http://aisel.aisnet.org/ecis2008/143 (дата обращения: 15.08.2013).

Sheldon K.M., Abad N., Hirsch C. A two-process view of Facebook use and relatedness need-satisfaction: Disconnection drives use, and connection rewards it // Journal of Personality and Social Psychology. 2011. Vol. 100. P. 766–775.

Sheldon P. The Relationship Between Unwilingness-to-Communicate and Students’ Facebook Use // Journal of Media Psychology. 2008. Vol. 20(2). P. 67–75.

Tsai Ch.-M., Huang Y.-T., Hsieh J.-L. Taiwanese Facebook Users’ Motivation and the Access of Information Technology// Communications in Computer and Information Science. 2011. № 173. P. 469–473.


Содержание номера № 5, 2015