Социологическое знание в контексте развития информационных технологий


Дудина В. И.

Кандидат социологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, Россия viktoria_dudina@mail.ru

ID статьи на сайте журнала: 5238


Ссылка при цитировании:

Дудина В. И. Социологическое знание в контексте развития информационных технологий // Социологические исследования. 2015. № 6. С. 13-22



Аннотация

Статья посвящена рассмотрению изменений, которым под влиянием развития информационных технологий подвергаются социологические теории, данные и методы социологического исследования: прекращение доминирования опросных методов, переключение внимания с теорий на методы работы с данными, изменение характера объяснений, переосмысление представлений о выборке и репрезентативности; демократизация производства знания.


Ключевые слова
методология; производство научного знания; информационные технологии; цифровая социология; перформативность

Список литературы

Гоулднер А. Наступающий кризис западной социологии. СПб.: Наука, 2003.

Дудина В.И. Вымышленный кризис социологии и контуры новой эпистемологии // Социологические исследования. 2013. № 10. С. 13–21.

Иванов Д.В. Этапы эволюции социологии и доминантные типы теоретизирования // Социологические исследования. 2013. № 9. С. 3–13.

Ло Д. Оптика опроса // Социология власти. 2012. № 4–5(1). С. 218–239.

Anderson C. The End of Theory: The Data Deluge Makes the Scientific Method Obsolete // Wired Magazine. 23.06.2008. URL: http://www.wired.com/science/discoveries/magazine/16-07/pb_theory (дата обращения: 01.04.2014).

Box G.E.P., Norman R.D. Empirical Model-Building and Response Surfaces, Wiley, 1987.

Boyd D., Crawford K. Critical Questions for Big Data// Information, Communication and Society. 2012. Vol. 15. № 5. P. 662–679.

Callon M. Embeddedness of Economic Markets in Economics // The Laws of the Market / Ed. M. Callon. Oxford: Blackwell, 1998. P. 1–57.

Callon M. What does it mean to say Economics is Performative? // Do Economists MakeMarkets? On the Performativity of Economics / Ed. D. MacKenzie, F. Muniesa, L. Siu. Princeton, NJ: Princeton University Press, 2007. P. 311–357.

Converse J.M. Survey Research in the United States: Roots and Emergence, 1890–1960. Berkley: University of California Press, 1987.

Etzkowitz H., Leydesdorff L. The endless transition: A “triple helix” of university–industry–government relations // Minerva. 1998. № 36. P. 203–208.

Etzkowitz H., Leydesdorff L. The dynamics of innovation: from National Systems and “Mode 2” to a Triple Helix of university–industry–government relations // Research Policy. 2000. № 29(2). P. 109–123.

Gibbons M., Limoges C., Nowotny H., Schwartzman S., Scott P., Trow M. The New Production of Knowledge: The Dynamics of Science and Research in Contemporary Societies. London: SAGE, 1994.

Gilbert E., Karahalios K. Predicting Tie Strength With Social Media // Proceedings of the SIGCHI Conference on Human Factors in Computing Systems, 2009. URL: http://dl.acm.org/citation. cfm?id=1518736 (дата обращения: 01.04.2014).

Finch J.H. Economic sociology as a strange other to both sociology and economics // History of the Human Sciences. 2007. № 20. P. 123–140.

Funtowicz S., Ravetz J. Science for the post-normal age. Futures 25. 1993. P. 735–755.

Hammersley M. The myth of research-based policy and practice. London: SAGE Publications, 2013.

Hessels L., Lente H. van. Re-thinking new knowledge production: a literature review and a research agenda // Research Policy. 2008. № 37. P. 740–760.

Hubble N. Mass-Observation and everyday life: Culture, History, theory. 2006.

Basingstoke. Leydesdorff L., Meyer M. Triple Helix indicators of knowledge-based innovation systems: introduction to the special issue // Research Policy. 2006. № 35(10). P. 1441–1449.

Law J. After Method: Mess in Social Science Research. London: Routledge, 2004.

Lupton D. (2012) Digital sociology: an introduction// Sydney: University of Sydney, 2012. URL: http://ses. library.usyd.edu.au/handle/2123/8621 (дата обращения: 01.04.2014).

Macfarlane B., Cheng M. Communism, Universalism and Disisnterestedness: re-examining contemporary support among academics for Merton’s scientific norms // Journal of Academic Ethics. 2008. Vol. 6. P. 67–78.

MacKenzie D. An Engine, Not a Camera: How Financial Models Shape Markets. Cambridge: MIT Press, 2006.

MacKenzie D., Millo Y. Constructing a Market, Performing theory: the Historical Sociology of a Financial Derivatives Exchange // American Journal of Sociology. 2003. № 109. P. 107–145.

McKenzie D. Material Markets: How Economic Agents are Constructed? Oxford: Oxford University Press, 2009.

Miller D. Turning Callon the right way up // Economy and Society. 2002. № 31. P. 218–233.

Merton R.K. Science and technology in a democratic order// Journal of Legal and political sociology. 1942. № 1. P. 115–126.

Merton R.K. The sociology of science: Theoretical and empirical investigations. Chicago and London: University of Chicago Press, 1973.

Nowotny H., Scott P., Gibbons M. Re-Thinking Science: Knowledge and the Public in an Age of Uncertainty. Polity Press, Cambridge, 2001.

Orton-Johnson K., Prior N. (eds) Digital Sociology: Critical Perspectives. Houndmills: Palgrave Macmillan, 2013.

Osborne T., Rose N. Do the social sciences create phenomena? The example of public opinion research // British Journal of Sociology. 1999. № 50(3). P. 367–396.

Rogers R. The End of the Virtual: Digital Methods. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2009a.

Rogers R. Post-demographic machines // Dekker A., Wolfsberger A. (eds) Walled Garden. Amsterdam: Virtueel Platform, 2009b.

Ruppert E., Law J., Savage M. Reassembling Social Science Methods: The challenge of digital devices // Theory, Culture and Society. 2013. № 30(4). P. 22–46.

Savage M., Burrows R. Some future reflections on the coming crisis of empirical sociology // Sociology. 2009. № 43(4). P. 762–772.

Savage M., Burrows R. The coming crisis of empirical sociology // Sociology. 2007. № 41(5). P. 885– 899.

Slaughter S., Leslie L.L. Academic Capitalism: Politics, Policies, and the Entrepreneurial University. Baltimore: John Hopkins University Press, 1997.

Sloan L., Morgan J., Housley W., Williams M., Edwards A., Burnap P., Rana O. Knowing the Tweeters: Deriving Sociologically Relevant Demographics from Twitter // Sociological research online. 2013. № 18(3).

Tinati R., Halford S. Interrogating Big Data for Social Scientific Research – An Analytical Platform for Visualising Twitter // Internet, Politics, Policy 2012: Big Data, Big Challenges? Oxford, GB, 2012. URL: http://eprints.soton.ac.uk/344873/2/ICWSM2012_-_Refluence_a_Real-Tiem_and_Historic_ Visualisation_Application_for_Twitter_Conversations.pdf (дата обращения: 01.04.2014).

Wynn J. Digital sociology: emergent technologies in the field and the classroom // Sociological Forum. 2009. № 24(2). P. 448–456.

Ziman J. Real Science: What it is, and What it Means. Cambridge University Press, Cambridge, 2000.


Содержание номера № 6, 2015