Об историческом сознании современной студенческой молодежи


Мерзлякова И. Л.

Кандидат философских наук, доцент Донского государственного технического университета merzlyakovail@mail.ru

Линченко А. А.

Кандидат философских наук, доцент, научный сотрудник Липецкого филиала Финансового университета при Правительстве РФ, Липецк, Россия linchenko1@mail.ru

Овчинникова Э. В.

Старший преподаватель Липецкого государственного технического университета linchenko1@mail.ru

ID статьи на сайте журнала: 5451


Ссылка при цитировании:

Мерзлякова И. Л., Линченко А. А., Овчинникова Э. В. Об историческом сознании современной студенческой молодежи // Социологические исследования. 2014. № 12. С. 89-96



Аннотация

Анализируются результаты исследования исторического сознания студенческой молодежи в сопоставлении с аналогичными общероссийскими и зарубежными работами. Выявлены статус прошлого в историческом сознании молодежи, источники знания о прошлом, исторические интересы, специфика исторической идентификации, роль институтов в представлениях молодых людей, этноцентризм. Делается вывод о противоречивом характере трансформации исторического сознания студенческой молодежи, что связано с тенденцией к утрате фундаментальной роли традиций как базовой ценности исторического сознания и ориентации, интереса к семейной истории.


Ключевые слова
молодежь; историческое сознание; знание о прошлом; историческая идентичность; этноцентризм

Список литературы

Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: демографические тенденции и историческое сознание // Мониторинг общественного мнения 2009. № 6.

Журавлев Г.Т., Меркушин В.И., Фомичев Ю.К. Историческое сознание: опыт социологического исследования // Вопросы истории. 1989. № 6.

Историческая память в массовом сознании российского общества (результаты социологического мониторинга) // Социология власти: Вестник Социологического центра РАГС. 2003. № 2.

Историческое сознание: состояние и тенденции развития в условиях перестройки (результаты социологического исследования). Информационный бюллетень Центра социологических исследований АОН / Под ред. Ж.Т. Тощенко, В.Э. Бойкова, В.И. Меркушина. М., 1991.

Кутыкова И.В. Историческое сознание студентов Санкт-Петербургского технологического института. Познание и понимание “исторического” поколением 90-х // Известия Санкт-Петербургского государственного технологического института (технического университета). 2012. № 15.

Немчинов В.М. Эмпирическое исследование исторического сознания подростков в Германии и России // Славяно-германские исследования / А.А. Гугнин, А.В. Циммерлинг (ред.). М., 2000.

Пихоя Р.Г. Историческая память населения России (материалы “круглого стола”) в РАГС при Президенте РФ 20 ноября 2001 г. // Отечественная история. 2002. № 3.

Путятина Т.П. Формирование исторического сознания школьной молодежи в условиях трансформации российского общества. Автореф…дисс. к.соц.н. М., 2007.

Савельева И.М., Полетаев А.В. Социальные представления о прошлом, или знают ли американцы историю. М.: НЛО, 2008.

Тощенко Ж.Т. Историческое сознание и историческая память. Анализ современного состояния // Новая и новейшая история. 2000. № 4.

Утенков В.М., Закалин А.С. Об историческом сознании студенческой молодежи // Социологические исследования. 2000. № 6.

Angvik M., von Borries B. (Eds.). Youth and History: A comparative European survey on historical consciousness and political attitudes among adolescents. Vol. A: Description. Hamburg: Körber- Stiftung, 1997.

Barca I. Direct observation and history: The ideas of Portuguese students and prospective teachers. New Orleans: AERA, 2002.

Borries B. von. Europe’s Past, Present and Future – Perceived by European Adolescents. A Cross- Cultural Study // History for today and tomorrow. What Does Europe Mean for School History? / Joke van der Leeuw-Roord (Ed.). Hamburg: Körber-Stiftung, 2001.

Borries B. von. Exploring the Construction of Historical Meaning: Cross-Cultural Studies of Historical Consciousness Among Adolescents // Reflections on Educational Achievement: Papers in Honour of T. Neville Postlethwaite to Mark the Occasion of his Retirement from his Chair in Comparative Education at the University of Hamburg / Wilfried Bos and Rainer H. Lehmann (Eds.). N.Y., 1995.

Borries B. von. Methods and Aims of Teaching History in Europe. A Report on Youth and History // Knowing, Teaching & Learning History. National and International Perspectives / Peter N. Sterns, Peter Seixas, Sam Wineburg (Eds.). N.Y.: NYU Press, 2000.

Kölbl C., Straub J. Historical consciousness in Youth. Theoretical and Exemplary Empirical Analyses // Forum Qualitative Sozialforschung. 2001. Vol. 2. № 3. September. URL: http://www.qualitativeresearch. net/fqs-texte/3–01/3–01koelblstraub-e.htm (дата обращения: 12.05.2012).

Labischová D. Factors Shaping the Historical Consciousness of Pupils, Students and Teachers in Czech Schools // The New Educational Review. 2012. Vol. 29. № 3.

Létourneau J., Moisan S. Young people’s Assimilation of a collective Historical Memory: A Case Study of Quebeckers of French-Canadian Heritage // Theorizing historical consciousness / Peter Seixas (еd.). Toronto: University of Toronto Press, 2004.

Rantala J. Children as consumers of historical culture in Finland // Curriculum Studies. 2011. Vol. 43. № 4.

Ribbens K. A narrative that encompasses our history: Historical culture and history teaching // Beyond the Canon. History for the Twenty-first Century / M. Grever and S. Stuurman (Eds.). N.Y.: Palgrave MacMillan, 2007.

Rosenzweig R., Thelen D. The presence of the past: popular uses of history in American life. N.Y.: Columbia University Press, 1998.

Van Beek U. Youth in the New South Africa: A Study of historical consciousness // Pol. social. bull. 2000. № 3.

Wassermann J. The historical consciousness of Afrikaner adolescents – A small scale survey // Historical consciousness – historical culture. International Society for History Didactics 2006 / 2007 Yearbook. Schwalbach: Wochenschau-verlag, 2008.


Содержание номера № 12, 2014