Институциональные барьеры и механизмы доступности образования
концепция и региональная динамика


Осипов А. М.

Доктор социологических наук, профессор, главный научный сотрудник Научно-исследовательского центра Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, Великий Новгород, Россия osipov.al58@gmail.com

Матвеева Н. А.

Доктор социологических наук, профессор, проректор по научной работе Алтайского государственного педагогического университета matveeva_n_a@mail.ru

ID статьи на сайте журнала: 5580


Ссылка при цитировании:

Осипов А. М., Матвеева Н. А. Институциональные барьеры и механизмы доступности образования: концепция и региональная динамика // Социологические исследования. 2015. № 7. С. 37-48



Аннотация

Статья посвящена проблеме воспроизводства социального неравенства в сфере образования. Определяются основные механизмы социального Расслоения в образовании. На основе данных социологических исследований 2000–2013 гг. выявляется региональная динамика воспроизводства образовательного неравенства, Анализируются институциональные барьеры доступности качественного Среднего образования. Предлагаются стратегии управления образовательным неравенством Через социальные взаимодействия в рамках государственной политики.


Ключевые слова
образовательное неравенство; доступность образования; качество образования; институциональные барьеры; государственная образовательная политика

Список литературы

Ballantine J.H., Hammack F.M. The Sociology of Education. 6th ed. Upper Saddle Brook, N.J.: Pearson/ Prentice Hall, 2009.

Bodwich Ch. Getting Rid of Troublemakers: High School Disciplinary Procedures and the Production of Dropouts // Social Problems. 1993. Vol. 40. P. 493–509.

Coleman J.S. et al. Equality of Educational Opportunity. Washington: U.S. Government Printing Office, 1966.

Fish K.L. Conflict and Dissent in the High Schools. N.Y.: Bruce, 1970.

Levinson D.L. (gen. ed.) Education and Sociology. An Encyclopedia. N.Y.: RoutledgeFalmer, 2002.

Васильева Э.К. Семья и учебные успехи школьников // Социальные проблемы образования и воспитания. М.: Педагогика, 1973.

Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. Глобальная социология образования / Под ред. В.А. Ивановой, А.М. Осипова. Великий Новгород: НовГУ; 2012.

Зборовский Г.Е. Уроки неудавшейся модернизации образования // Социальная стратегия российской системы образования. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011.

Зиятдинова Ф.Г. Социальные проблемы образования. М.: РГГУ, 1999.

Зюзин Д.И. Ориентация школьников на различные формы среднего образования // Социологические исследования. 1977. № 1. С. 96–99.

Иванова В.А. и др. Современная социология образования в России: некоторые итоги и проблемы развития // Социологические исследования. 2013. №5. С. 95–103.

Константиновский Д. и др. Доступность качественного общего образования: возможности и ограничения. М.: Логос, 2006.

Константиновский Д.Л. и др. Молодежь России на рубеже XX–XXI веков: образование, труд, социальное самочувствие. М.: ЦСП и М, 2014.

Леонтьева Э.О. Повседневные коммуникации и укоренённость коррупции в неформальном пространстве вуза // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 325. С. 43–48.

Матвеева Н.А., Юртаев Н.И. Мониторинговые исследования системы образования Алтайского края. Барнаул: БГПУ, 2006.

Медик В.А., Осипов А.М. Университетское студенчество. М.: Логос, 2003.

Осипов А.М. Социология образования: Очерки теории. Ростов н/Д: Феникс, 2006.

Пралич В.П. Социальные стереотипы в профессиональной деятельности учителей. Дипломная работа. 2001. (рукопись, кафедра социологии НовГУ).

Пугач В.Ф. Российское студенчество: статистико-социологический анализ. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов МГИСИ, 2001. Российская газета. 2006 г. 27 февраля.

Сорокина Н.Д. Образование в современном мире. М.: Экономика и финансы, 2004.

Фурсова В.В., Ханнанова Д.Х. Социальное неравенство в системе образования: отечественные и зарубежные теории и исследования. Казань: Изд-во КГУ, 2007.

Чередниченко Г.А. Личные планы выпускников средних учебных заведений // Социологические исследования. 2001. № 12. С. 108–115.


Содержание номера № 7, 2015