Локальная группа в поиске идентичности (коми-ижемцы
динамика культурных трансформаций)


Ким Х. Ч.

Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник HK Института российских исследований Университета иностранных языков Хангук, г. Сеул, Республика Корея realarina@mail.ru

Шабаев Ю. П.

Доктор исторических наук, зав. сектором этнографии Института языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения РАН, г. Сыктывкар shabaev.hist@mail.komisc.ru

Истомин К. В.

Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник сектора этнографии того же научного центра kistomin@naver.com

ID статьи на сайте журнала: 5617


Ссылка при цитировании:

Ким Х. Ч., Шабаев Ю. П., Истомин К. В. Локальная группа в поиске идентичности (коми-ижемцы: динамика культурных трансформаций) // Социологические исследования. 2015. № 8. С. 85-92



Аннотация

Выполнен анализ культурных процессов, которые в последние годы всё очевиднее проявляются в локальных группах. Основное внимание уделено особенностям идентификации самой северной группы коми, коми-ижемцев. Их характер идентификации представлен как своеобразные “качели идентичности”, когда за довольно короткий промежуток времени люди неоднократно и существен- но меняют понимание своего культурного тождества с группой.


Ключевые слова
коми-ижемцы; этническая группа; локальная группа; идентичность; идентификация

Список литературы

Ануфриева В. Ижемцы – это отдельная этническая общность // Изьватас. 2007 (май). № 2.

Данилова Е.Н., Ядов В.А. Нестабильная социальная идентичность как норма современных обществ // Социологические исследования. 2004. № 10. С. 27–30.

Жеребцов Л.Н. Историко-культурные взаимоотношения коми с соседними народами. М.: 1982.

Иславин В. Самоеды в домашнем и общественном быту. СПб.: Министерство государственных имуществ, 1847.

Конаков Н.Д., Котов О.В. Этноареальные группы коми: Формирование и современное этнокультурное состояние. М., 1991.

Котов О.В., Рогачев М.Б., Шабаев Ю.П. Современные коми. Екатеринбург, 1996.

Лашук Л. П. Очерк этнической истории печорского края. Сыктывкар, 1958.

Мезак Э. Ижемцы оказались в бедных родственниках у язьвинцев // Зырянская жизнь. 9 августа 2004.

Сивкова А. Ижемцы просятся в малочисленные // Республика. 18 июля 2003.

Соколовский С.В. Правовой статус и идентичность коренных народов (по материалам Всероссийской переписи населения 2002 года) // Расы и народы. Современные этнические и расо- вые проблемы. Ежегодник. Вып. 33. М., 2007. С. 11–57.

Теребихин Н.М., Несанелис Д.А. Географические образы этнокультурного ландшафта коми- зырян // Поморские чтения по семиотике культуры. Сакральная география и традиционные этнокультурные ландшафты народов европейского севера. Вып. 3. Архангельск, 2008.

Тишков В.А. Реквием по этносу. Исследования по социально-культурной антропологии. М., 2003.

Тишков В.А. О культурном многообразии // Этнографическое обозрение. 2005. № 1. С. 3–22.

Усов Е. Изьва гызьö (Ижма волнуется) // Веськыд сёрни. 20 июня 2014. № 6(62).

Филиппов Г. От съезда к съезду // Новый Север. 4 июля 1991.

Хатанзейский Н.К. Движение “Изьватас”: его дела и заботы. Ижма, 2000.

Шабаев Ю.П. “Бунтующая этничность” на европейском севере России // “Общественные науки и современность”. 2006. № 3. С. 95–104.

Sztompka P. The Trauma of Social Change: A Case of Postcommunist Societies // Alexander J.C., Eyerman R., Giesen B., Smelser N.J., Sztompka P. (eds). Cultural Trauma and Collective Identity. Dercley, CA: University of California Press, 2004. P. 155–195.

Vogt H. Between Utopia and Disillusionment: A Narrative of the Political Transformation in Eastern Europe. New York: Berghahn Books, 2005.


Содержание номера № 8, 2015