Сбор, агрегирование и обработка качественных данных


Олейник А. Н.

Доктор экономических наук, PhD, ведущий научный сотрудник ЦЭМИ РАН и Associate professor Университета Мемориал, Канада aoleynik@mun.ca

ID статьи на сайте журнала: 5723


Ссылка при цитировании:

Олейник А. Н. Сбор, агрегирование и обработка качественных данных // Социологические исследования. 2014. № 5. С. 121-131



Аннотация

Рассматриваются возможности агрегирования и сопоставления вариантов централизованных баз качественных данных, работы с ним и с помощью компьютерных программ для контент-анализа. Основные положения подвергнуты эмпирической проверке (пять массивов текстовых документов: транскриптов 64 и 43 углубленных интервью, а также выборок из 20, 20 и 17 научных эссе и статей). Показано, что создание централизованных банков качественных данных, с одной стороны, методологически допустимо и необходимо и, с другой – технически и практически возможно.


Ключевые слова
качественные данные; количественные данные; базы данных; агрегирование данных; вторичное использование данных

Список литературы

Библер В.С. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика культуры. М.: Прогресс, 1991

Гудков Л., Дубин Б., Левада Ю. Проблема элиты в сегодняшней России: размышления над результатами социологического исследования. М.: Фонд “Либеральная Миссия”, 2007.

Олейник А.Н. Азбука власти: Русско-англо-американский словарь президентских посланий // Независимая газета. 2012. 7 февраля.

Олейник А.Н. Власть и рынок: Система социально-экономического господства в России “нулевых” годов. М.: РОССПЭН, 2011a.

Олейник А.Н. При свете WikiLeaks// Независимая газета. 2011b. 7 февраля.

Олейник А.Н. Азбука власти: Посылка от президента // Ведомости. 2010. 3 декабря.

Олейник А.Н. Триангуляция в контент анализе: вопросы методологии и эмпирическая проверка // Социологические исследования. 2009. №2.

Barber N. Ecological and Psychosocial Correlates of Male Homosexuality: A Cross-Cultural Investigation // Journal of Cross-Cultural Psychology. 1998. Vol. 29(3).

Bennett E., Alpert R., Goldstein A.C. Communications through Limited-Response Questioning // Public Opinion Quarterly. 1954. Vol. 18(3).

Bernard H.R. Social Research Methods. Thousand Oaks: SAGE, 2013.

Bolden R., Moscarola J. Bridging the Quantitative-Qualitative Divide: The Lexical Approach to Textual Data Analysis // Social Science Computer Review. 2000. Vol. 18(4).

Cheng S.-C., Chou T.-C., Yang C.-L., Chang H.-Y. A semantic learning for content-based image retrieval using analytical hierarchy process // Expert Systems and Applications. 2005. Vol. 28.

Collins R. The Sociology of Philosophies: A Global Theory of Intellectual Change. Cambridge: The Belknap Press of Harvard University Press, 1998.

Gorecki C., Brown J.M., Briggs M., Nixon J. Evaluation of five search strategies in retrieving qualitative patient-reported electronic data on the impact of pressure ulcers on quality of life // Journal of Advanced Nursing. 2010. Vol. 66(3).

Grossman D.A., Frieder O. Information Retrieval: Algorithms and Heuristics. Dordrecht: Springer, 2004.

Huang C.-C., Tseng T.-L., Chuang H.-F., Liang H.-F. Rough-set-based approach to manufacturing process document retrieval // International Journal of Production Research. 2006. Vol. 44(14).

Human Relations Area Files. URL: http://www.yale.edu/hraf/ (дата обращения: 21.02.2013).

Jackson W., Verberg N. Methods: Doing Social Research. Toronto: Pearson, 2007.

Jick T. Mixing Qualitative and Quantitative Methods: Triangulation in Action // Administrative Science Quarterly. 1979. Vol. 24(4).

Krippendorff K. Content Analysis: An Introduction to Its Methodology. Thousand Oaks: SAGE, 2004.

Larsen K.R., Monarchi D.E. A mathematical approach to categorization and labeling of qualitative data: the latent categorization data // Sociological methodology. 2004. Vol. 34(1).

Levachkine S., Guzmán-Arenas A. Hierarchy as a new data type for qualitative variables // Expert Systems with Applications. 2007. Vol. 32.

Lotman Y. Universe of the Mind: A Semiotic Theory of Culture. Bloomington: Indiana University Press, 1990.

Luhmann N. Trust and Power. N.Y.: John Wiley & Sons, 1979.

Neuendorf K.A. The Content Analysis Guidebook. Thousand Oaks: SAGE, 2002.

Norris S.P., Philips L.M. The Relevance of a Reader’s Knowledge within a Perspectival View of Reading // Journal of Reading Behavior. 1994. Vol. 26(4).

Salton G., McGill M.J. Introduction to Modern Information Retrieval. N.Y.: McGraw-Hill, 1983.

Scott W.A. Reliability of Content Analysis: The Case of Nominal Scale Coding // Public Opinion Quarterly. 1955. Vol. 19(3).

Siegel S., Castellan N.J. Nonparametric Statistics for the Behavioural Sciences. N.Y.: McGraw Hill, 1988.

Skinner Q. Visions of Politics. Cambridge: Cambridge University Press, 2002. Vol. 1.

Weber M. Economy and Society: An Outline of Interpretative Sociology. N.Y.: Bedminster Press, 1968 [1922].

Weller S.C. Cultural Consensus Theory: Applications and Frequently Asked Questions // Field Methods. 2007. Vol. 19(4).

World Development Indicators. URL: http://data.worldbank.org/indicator (дата обращения: 21.02.2013).

World Values Survey. URL: http://www.worldvaluessurvey.org/index_html (дата обращения: 21.02.2013).


Содержание номера № 5, 2014