Образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
тенденции и критерии регулирования


Кулагина Е. В.

Кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, Москва, Россия elkulagina@yandex.ru

ID статьи на сайте журнала: 5743


Ссылка при цитировании:

Кулагина Е. В. Образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: тенденции и критерии регулирования // Социологические исследования. 2015. № 9. С. 94-101



Аннотация

На основе данных федерального статистического наблюдения в общеобразовательных учреждениях России раскрываются проблемы в сфере образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): сокращение численности специальных школ и медико-педагогического персонала, перевод детей из инклюзивных классов на домашнее обучение. Автор приходит к выводу, что вследствие высокого неравенства контроль выполнения государственных гарантий в сфере образования должен производиться с учётом региональных показателей: численности детей-инвалидов и детей с ОВЗ, обучающихся в специальных школах, в специальных классах, в общих классах (инклюзии), обучающихся на дому, соотношения между численностью детей и количеством медико-педагогического персонала. Важной составляющей является контроль доступности образования по каждому виду нарушений в состоянии здоровья у детей с ОВЗ и у детей-инвалидов, часть которых сегодня оказывается вне зоны регулирования законодательства и статистического наблюдения.


Ключевые слова
образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; специальное (коррекционное) образование; модернизация образования

Список литературы

Конвенция о правах инвалидов. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. № 61/106, ст. 31. URL: http://base.garant.ru/2565085/ (дата обращения: 10.05.2015).

Кулагина Е.В. Образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: социально-экономический аспект / АНО “Совет по вопросам управления и развития”; ИСЭПН РАН. М., 2014а.

Кулагина Е.В., Елисеева М.А. Ресурсы педагогических работников школ на этапе модернизации образования: опыт Москвы, России и развитых стран // Социологические исследования. 2014в. № 4. С. 11–120.

Кучмаева О.В., Петрякова О.Л., Сабитова Г.В. Параметры выбора модели образования для детей с ограниченными возможностями здоровья // Социологические исследования. 2014. № 8. С. 119–127.

Лепина М. Школы для инвалидов на грани выживания: что такое затратные дети // Милосердие. ru. 18.09.2014. URL: http://www.miloserdie.ru/articles/roditelskoe-sobranie-chto-takoe-zatratnyedeti/ print (дата обращения: 10.05.2015).

Лукьянова И. Разгром беззащитных // Новая газета. 2.10.2014. № 110.

Любавина Н.В. Инклюзивное и итегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья // Социологические исследования. 2013. № 9. С. 64–69.

Об осуществлении мониторинга системы образования. Постановление правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662. URL: http://base.garant.ru/70429494/ (дата обращения: 10.05.2015).

Об индивидуальном обучении больных детей на дому. Письмо Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 г. № 17-253-6. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_15098. htm (дата обращения: 10.05.2015).

О коррекционном и инклюзивном образовании детей. Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=157999 (дата обращения: 10.05.2015).

Российский статистический ежегодник. 2012: Стат.сб. М.: Росстат, 2012.

Российский статистический ежегодник. 2013: Стат.сб. М.: Росстат, 2013.

Указ Президента РФ от 21 августа 2012 г. № 1201 “О Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов”. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70117844/ (дата обращения: 10.05.2015).

Форма № Д-9 “Сведения о специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении”. Постановление Росстата от 27 июля 2005 № 47. Москва, 2006/2007 г.

Форма № Д-9 “Сведения о специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении”. Приказ Росстата об утверждении формы от 20 июля 2011 г. № 329. Москва, 2011/2012 гг., 2012/2013 гг., 2013/2014 гг.

Форма № 76-РИК “Сведения об учреждениях, реализующих программы общего образования”. Приказ Росстата об утверждении формы от 27 июля 2009 г. № 150. Москва, 2012/2013 г.

Форма № 83-РИК “Сведения о численности и составе педагогических работников общеобразовательных учреждений”. Приказ Росстата об утверждении формы от 27 июля 2009 г. № 150. Москва, 2011/2012 гг., 2012/2013 гг.

Ямбург Е. Образование денежных сумм. Школа становится платной в полном соответствии с при- нятыми Госдумой законами // Московский Комсомолец. 16.09.2014 г. № 26625. URL: http://www. mk.ru/social/2014/09/15/obrazovanie-denezhnykh-summ.html (дата обращения: 10.05.2015).


Содержание номера № 9, 2015