Междисциплинарные научные исследования
когнитивная «мода» или социальный «вызов»


Лубский А. В.

Доктор философских наук, профессор кафедры теоретической социологии и методологии региональных исследований Института социологии и регионоведения Южного федерального университета, Ростов-на-Дону, Россия n_avl@mail.ru

ID статьи на сайте журнала: 5781


Ссылка при цитировании:

Лубский А. В. Междисциплинарные научные исследования: когнитивная «мода» или социальный «вызов» // Социологические исследования. 2015. № 10. С. 3-11



Аннотация

В статье рассматриваются причины повышенного интереса академического сообщества к междисциплинарным научным исследованиям. Представлены логико-методологические основания разграничения мультидисциплинарных, междисциплинарных и трансдисциплинарных научных исследований с позиций постнеклассической рациональности. Эти исследования позволяют выявить особенности данных типов исследований. Делается вывод, что особенность междисциплинарных исследований основана не на простой кооперации представителей различных наук, а на синергетическом сотрудничестве ученых-субъектников.


Ключевые слова
междисциплинарные; кроссдисциплинарные исследования; мультидисциплинарные исследования; трансдисциплинарные исследования; постнеклассическая рациональность; холистский реванш

Список литературы

Арутюнов В.С. Проблема 2016 года. Еще раз о будущем российской академической науки // Независимая газета. 2001. 21 февраля. Приложение НГ-Наука. 2001. № 2 (38).

Бушковская Е.А. Феномен междисциплинарности в зарубежных исследованиях // Вестник Томского гос. ун-та. 2010. № 330. С. 152–155.

Гидденс Э. К социологическому сообществу! (Призыв к оружию) // Социологические исследования. 2007. № 9. С. 4–5.

Давыдов Ю.Н. М. Вебер и проблема интерпретации рациональности // Вопросы социологии. 1996. Вып. 6. С. 71–77.

Касавин И.Т. Междисциплинарное исследование: к понятию и типологии // Вопросы философии. 2010. № 4. С. 61–73.

Касавин И.Т. Междисциплинарные исследования и социальная картина мира // Философия науки. Вып. 19: Эпистемология в междисциплинарных исследованиях. М.: Институт философии РАН, 2014. С. 9–26.

Киященко Л.П. Мифопоэзис научного дискурса // Философия науки. Вып. 8: Синергетика человекомерной реальности. М.: Институт философии РАН, 2002. С. 355–374.

Киященко Л.П., Моисеев В.И. Философия трансдисциплинарности. М.: Институт философии РАН, 2009.

Князева Е.Н. Трансдисциплинарные стратегии исследований // Вестник Томского гос. педагог. ун-та. 2011. № 10. С. 193–198.

Лакапра Д. Что существенно для гуманитарных дисциплин? // Вопросы образования. 2006. № 4. С. 240–246.

Лубский А.В. Гуманизация исторической науки: становление когнитивной субъектности и сетевых структур // Ейдос: Альманах теорії та історіїісторичної науки. Вип. 4. К.: Iнститут історії України НАН України, 2009. С. 33–53.

Малинкин А.Н. Полипарадигмальный подход и ситуация в российской социологии (Исследование по социологии знания) // Социологические исследования. 2006. № 1. С. 114–123.

Методологические проблемы дисциплинарных и междисциплинарных исследований в социально-гуманитарных науках: колл. монография. СПб.: Изд-во С.-Петербургской академии управления и экономики, 2010.

Мирский Э.М. Междисциплинарные исследования // Новая философская энциклопедия. В 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 2001. С. 518.

Морен Э. Принципы познания сложного в науке XXI века // Вызов познанию: Стратегии развития науки в современном мире. М.: Наука, 2004.

Олейник А.Л. Научная коммуникация на стыке парадигм // Общественные науки и современность. 2008. № 2. С. 116–128.

Позднеева С.П. Междисциплинарность как тотальный феномен познания XXI века: становление междисциплинарного словаря науки // Известия Саратовского ун-та. 2009. Т. 9. Сер. Философия. Психология. Педагогика. Вып. 2. С. 114–123.

Полякова М.Л. Общество и его основные сферы // Тезаурус социологии. Тематический словарь- справочник / Под ред. Ж.Т. Тощенко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С. 258–266.

Порус В.Н. “Междисциплинарность” как тема философии науки // Эпистемология и философия науки. 2013. № 4. С. 5–13. Пьеге-Гро Н. Введение в теорию интертекстуальности. М.: ЛКИ, 2008.

Репина Л.П. Историческая наука на рубеже XX–XXI вв.: социальные теории и историографическая практика. М.: Кругъ, 2011.

Семинар «Эпистемические интервенции: скромное обаяние “чужих” объяснительных моделей». URL: http://www.hse.ru/news/48277950.html (дата обращения: 24.08.15).

Степин В.С. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция, 2000.

Степин В.С. Классика, неклассика, постнеклассика: критерии различения // Постнеклассика: философия, наука, культура. СПб.: Мiръ, 2009.

Сыров В.Н. Философия и перспективы междисциплинарных исследований в отечественной науке // Вестник Волгоградского гос. ун-та. Сер. 7: Философия. Социология социальные технологии. 2011. № 3 (15). С. 5–14.

Тихонов А.В. Отечественная социология: проблемы выхода из состояния преднауки и перспективы развития // Социологические исследования. 2011. № 6. С. 3–13.

Тлостанова М.В. Деколониальность знания и преодоление дисциплинарного декаданса // Эпистемология и философия науки. 2011. № 1. С. 84–100.

Тюгашев Е.А., Попков Ю.В. Метапарадигмальный синтез современной социологии: теоремы невозможности. URL: http://fullref.ru/job_04c766a09af71e032b1348ce38bbd62f.html (дата обращения: 24.08.15)

Философия и интеграция современного социально-гуманитарного знания (материалы “круглого стола”) //Вопросы философии. 2004. № 7. С. 3–39.

Чендов Б. Междисциплинарный подход и проблема исследования сложных самоорганизующихся систем. URL: http://litterref.ru/jgebewpoljgeyfs.html (дата обращения: 24.08.15)

Ядов В.А. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций. СПб.: Интерсоцис, 2009.

Beaugrand R.-A. de, Dressler W.U. Introduction to Text Linguistics. London; New York: Longman,1981.

Berger G. Opinions and Facts // Interdisciplinary: Problems of Teaching and Research in Universities. Paris: OECD, 1972. P. 23–74.

Exploring avenues to interdisciplinary research: from cross- to multi- to interdisciplinarity / Ed. by M. Karanika-Murray, R. Wiesemes. Nottingham: Nottingham University Press, 2009.

Finkenthal M. Complexity, multi-disciplinarity, and beyond. New York: Peter Lang, 2008.

García R. Sistemascomplejos: conceptos, método y fundamentación epistemológica de la investigación interdisciplinaria. Barcelona: Gedisa, 2006. Interdisciplinary research: case studies from health and social science / Ed. by Frank Kessel, Patricia L. Rosenfield, Norman B. Anderson. New York: Oxford University Press, 2008.

Judge A. Conference Paper.1st World Congress of Transdisciplinarity, Union of International Associations. URL: http: // www.uia. org/uiadocs/ aadocnd4.html (дата обращения: 24.08.15)

König R. Interdisziplinäre Forschung // Wörterbuch der Soziologie. 2 Aufl. Stuttgart, 1968. S. 487–489.

Lawrence R.J. Housing and health: From interdisciplinary principles to transdisciplinary research and practice // Futures, 2004. Vol. 36. № 4. P. 487–502.

Lyall C., Bruce A., Tait J., Meagher L. Interdisciplinary research journeys: Practical strategies for capturing creativity. New York: Bloomsbury, 2011.

Morin E. La Tête bienfaite. Repenser la réforme, réformer la pensée. Paris: Seul, 1999. Palmer C.L. Work at the boundaries of science: information and the interdisciplinary research process. Dordrecht: Kluwer Academic Publishers, 2010.

Piaget J. The epistemology of interdisciplinary relationships // Interdisciplinarity: Problems of teaching and research in universities. Paris: OECD, 1972. P. 127–139.

Remadier T. Transdisciplinarity and its challenges: The case of urban studies // Futures, 2004.№ 36. Р. 423–439.

Repko A.F., Newell W.H., Szostak R. Case studies in interdisciplinary research / Ed. by R. Szostak. California: Sage, 2011.

Sandoval Ch. Methodology of the Oppressed. Minneapolis; London: University of Minnesota Press, 2000.

Somerville M., Rapport D.J. Transdiciplinarity: recreating integrated knowledge. Oxford: Eolss, 2000.

Transdisciplinarity: theory and practice / Ed. by B. Nicolescu. New York: Hampton Press, 2008.


Содержание номера № 10, 2015