«Разрыв» образования и рынка труда
мнения экспертов


Ключарев Г. А.

Доктор философских наук, профессор, руководитель Центра социологии образования, науки и культуры Института социологии РАН, Москва, Россия Kliucharev@mail.ru

ID статьи на сайте журнала: 5829


Ссылка при цитировании:

Ключарев Г. А. «Разрыв» образования и рынка труда: мнения экспертов // Социологические исследования. 2015. № 11. С. 49-56



Аннотация

Произошедшие в России изменения сформировали новую социально-экономическую ситуацию на рынке труда, к которой продолжают адаптироваться как сфера образования, так и работники, работодатели и государство. Насколько успешным оказалось это взаимное приспособление? В какой мере “продукция” образования (квалификационно-образовательный потенциал) принимается российским рынком труда? Показано, что основная тенденция – несоответствие имеющегося количества и качества подготавливаемых специалистов структуре спроса, предъявляемого работодателями. Реальностью стала имитация (симуляция) профессионального образования. Результат этого можно наблюдать в структурной безработице и обособлении образовательной сферы от рынка труда.


Ключевые слова
образование; рынок труда; профессиональная подготовка; занятость; трудоустройство; имитация (симуляция) образования

Список литературы

Баирампас Т. Образовательный кредит в России: быть или не быть? // Качество образования. 2012. № 11. С. 10–14.

Гимпельсон В.Е., Капелюшников Р.И. (ред.) Российский работник: образование, профессия, квалификация. М.: НИУ-ВШЭ, 2011.

Горшков М.К., Ключарев Г.А. Непрерывное образование в контексте модернизации. М.: ИС РАН, 2011.

Диденко Д.В., Ключарев Г.А Образовательное кредитование в России: состояние, проблемы, пути решения // Финансы и бизнес. 2010. № 1. C. 142–160.

Жидкова Е.С. Подходы к управлению молодыми работниками на современных промышленных предприятиях. URL: https://web.warwick.ac.uk/russia/manstruct/pubs/Zhidkova_youth.doc (дата обращения: 20.03.2015).

Камионка В. В. Перспективы внедрения новой модели образовательного кредитования в Российской Федерации // Финансы и кредит. 2012. № 31. С. 34–39.

Ключарев Г.А., Диденко Д.В., Латов Ю.В., Латова Н.В. Непрерывное образование – стимул человеческого развития и фактор социально-экономических неравенств. М., 2014.

Кокин Ю.П., Шлендер П.Э. (ред.). Экономика труда. М.: Магистр, 2010.

Кузнецова О.И. Регулирование занятости и безработицы как социальных явлений на региональном рынке труда. URL: http://www.dissercat.com/content/regulirovanie-zanyatosti-i-bezrabotitsy- kak-sotsialnykh-yavlenii-na-regionalnom-rynke-truda-#ixzz3V69dGaLN (дата обращения: 20.03.2015).

Ленкина О.Б. Модель защищенного рынка труда как ориентир государственной политики занятости // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 3. URL: www.science-education. ru/103–6187 (дата обращения: 20.03.2015).

Солдатенко О.А. Профориентация – основа профессионального самоопределения студентов: миф или реальность? // Современная педагогика. 2013. № 2. URL: http://pedagogika.snauka. ru/2013/02/855 (дата обращения: 28.10.2014).

Тощенко Ж.Т. Прекариат – новый социальный класс // Социологические исследования. 2015. № 6. С. 3–13.

Чернова Г.В. Образовательное кредитование как новое направление финансирования обучения граждан // Финансы и кредит. 2011. № 15. С. 7–14.

Шереги Ф.Э. Факторы, противодействующие модернизации российского профессионального образования // Модернизация российского образования: проблемы и перспективы. М.: ИС РАН, 2010.

Шереги Ф.Э., Ключарев Г.А. Партнерское взаимодействие компаний, вузов и научно-исследовательских организаций. М.: ИС РАН, 2013.

Managent Competencies for EnchancingEmploee Engagement. URL: http://www.cipd.co.uk/binaries/ management-competencies-for-enhancing-employee-engagement_2011.pdf (дата обращения: 11.02.2015).


Содержание номера № 11, 2015