Факторы воспроизводства социального неравенства в сфере потребления медицинских услуг

Факторы воспроизводства социального неравенства в сфере потребления медицинских услуг


Вялых Н. А.

кандидат социологических наук, доцент Института социологии и регионоведения Южного федерального университета, Ростов-на-Дону, Россия sociology4.1@yandex.ru

ID статьи на сайте журнала: 5838


Ссылка при цитировании:

Вялых Н. А. Факторы воспроизводства социального неравенства в сфере потребления медицинских услуг // Социологические исследования. 2015. № 11. С. 126-132



Аннотация

Обнаружены и описаны особенности неравенства в доступе к медицинским услугам; раскрыто, каким образом социальная среда и социальное положение пациента влияют на вариативность поиска помощи и исход её реализации. Сделан вывод о том, что неравенство здесь обусловлено уровнем дохода, возрастом, статусом здоровья: социально уязвимые группы ниже оценивают качество и доступность медицинских услуг. Экономические, организационные и социокультурные барьеры, такие как платное здравоохранение, длительное ожидание помощи и недостаток информации о структуре здравоохранения продуцируют альтернативные потребительские практики: самолечение, лечение нетрадиционными методами, отказ от профессиональных медицинских услуг.


Ключевые слова
потребление; медицинские услуги; поисковые практики; формальная и неформальная оплата; индикаторы медицинского потребления; доступность медицинской помощи


Список литературы

Бурдье П. Социология социального пространства. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб: Алетейя, 2007.

Гидденс, Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. М.: Академический Проект, 2005.

Горшков М. К. (ред.) Россия реформирующаяся. Вып. 11: Ежегодник. М.: Новый хронограф, 2012.

Журавлева И. В. Почему не улучшается здоровье россиян? // Вестник Института социологии. 2013. № 6. C. 163–176.

Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006.

Панова Л.В., Русинова Н.Л. Неравенства в доступе к первичной медицинской помощи // Социологические исследования. 2005. № 6. С. 127–136.

Радаев В. В. Социология потребления: основные подходы // Социологические исследования. 2005. № 1. С. 5–18.

Светличная Т.Г., Цыганова О.А., Борчанинова Е.Л. Пациенты о качестве медицинского обслуживания // Социологические исследования. 2010. № 7. С. 69–75.

Солодухина Д.П., Завьялова Н.А. Культура поведения работающих граждан в ситуации болезни // Социологические исследования. 2011. № 7. С. 122–125.

Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области URL: http://rostov.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/rostov/ru/municipal_statistics/main_indicators/ (дата обращения: 5.05.2014).

Шилова Л.С. Российские пациенты в условиях модернизации здравоохранения. Стратегии поведения. Saarbruken, LAMBERT Academic Publishing, 2012.

Andersen R., Davidson P. Improving Access to Care in America: Individual and Contextual indicators // Changing the U.S. Health Care System: Key Issues in Health Services Policy and Management / Ed. by R. Anderson, T. Rice, G. Kominski. San Francisco: Jossey-Bass, 2007.

Ensor T., Cooper S. Overcoming barriers to health service access: influencing the demand side // Health Policy and Planning. Oxford University Press, 2004. № 19 (2). P. 69–79.

Graves A. A model for assessment of potential geographical accessibility: A Case For GIS // Online Journal of Rural Nursing and Health Care. 2009. Vol. 9. № 1. 2009. P. 46–55.

Kleinman A. Patients and Healers in the Context of Culture: An Exploration of the Borderland Between Anthropology, Medicine, and Psychiatry. Berkeley: University of California Press, 1980.

Содержание номера № 11, 2015