Студенческая вовлеченность в учебный процесс
методология исследований и процедура измерения


Малошонок Н. Г.

Аспирант кафедры анализа социальных институтов НИУ-ВШЭ, Москва mnatalie88@gmail.com

ID статьи на сайте журнала: 5927


Ссылка при цитировании:

Малошонок Н. Г. Студенческая вовлеченность в учебный процесс: методология исследований и процедура измерения // Социологические исследования. 2014. № 3. С. 141-147



Аннотация

Предлагается теоретическая рамка концепта студенческой вовлеченности и методология ее изучения через построение индексов. Анализ надежности-согласованности и конструктной валидности индексов показал пригодность разработанной методологии для изучения студенческой вовлеченности в российских вузах. При анализе поведения студентов с помощью индексов выявлены основные её характеристики в учебном процессе.


Ключевые слова
познавательная активность студентов; вовлеченность; активное обучение; измерение вовлеченности

Список литературы

Девятко И. Ф. Диагностическая процедура в социологии. Очерк истории и теории. М.: Наука, 1993.

Малошонок Н. Г. Вовлеченность студентов в учебный процесс в НИУ ВШЭ в 2011 и 2012 гг. // Universitas. Журнал о жизни университетов. 2013. Т. 1. № 1.

Малошонок Н.Г. Студенческая вовлеченность: почему важно изучать процесс обучения, а не только его результат? // Мониторинг университета. 2011. № 6.

Толстова Ю. Н. Измерение в социологии. Курс лекций. М., 1998.

Astin A. Student Involvement: A Developmental Theory for Higher Education // Journal of College Student Development. 1984. Vol. 25. № 4.

Chapman E. Assessing Student Engagement Rates // ERIC Clearinghouse on Assessment and Evaluation. 2003.

Eckert P. Jocks and burnouts: Social Categories and Identity in the High School. New York: Teachers College Press, 1989.

Fletcher A. Guide to Students as Partners in School Change. Olympia, WA: SoundOut. Retrieved, 2005.

Heath D. Growing up in College. San Francisco: Jossey-Bass, 1968.

Kolhberg L. Stages of moral development. In C. M. Beck, B.S. Crittenden, E.V. Sullivan. Moral Education. Toronto: University of Toronto Press, 1971.

Loevinger J. The Meaning and Measure of Ego Development // American Psychologist. 1966. № 21.

Mann S. J. Alternative Perspectives on the Student Experience: Alienation and Engagement // Studies in Higher Education. 2001. Vol. 26.

Markwell D. A Large and Liberal Education: Higher Education for the 21st Century, Melbourne: Australian Scholarly Publishing & Trinity College, University of Melbourne, 2007.

Mc Neil L. M. Contradictions of Control: School Structure and School Knowledge. New York: Routledge and Kegan Paul, 1986.

Newmann F. Student Engagement and Achievement in American Secondary Schools: Teachers College Press, 1992.

Pace R. Measuring the Quality of College Student Experiences. An Account of the Development and Use of the College Student Experience Questionnaire. Higher Education Research Institute Graduate School of Education University of California, Los Angeles, 1984.

Pascarella E. Students Affective Development within the College Environment // The Journal of Higher Education. 1985. Vol. 56.

Pascarella E. College Environmental Influences on Learning and Cognitive Development: A Critical Review and Synthesis. Higher Education: Handbook of Theory and Research (Vol. 1). New York: Agathon, 1985.

Perry W. G. Forms of Intellectual and Ethical Development in the College Years. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1970

Powell A. G., Farrar E., Cohen D. K. The Shopping Mail High School: Winners and Losers in the Educational Marketplace. Boston: Houghton Mifflin, 1985.

Terenzini P., Reason R. Toward a More Comprehensive Understanding of College Effects on Student Learning. Center for the Study of Higher Education, 2010.

Tinto V. Dropout from Higher Education: A Theoretical Synthesis of Recent Research// Review of Educational Research. 1975. № 1.

Weis L. Working Class without Work: High School Students in a De-Industrializing Economy. New York: Routledge and Kegan Paul, 1990.


Содержание номера № 3, 2014