Институциональные функции – «пороговая» проблема современной социологии образования


Осипов А. М.

Доктор социологических наук, профессор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Великий Новгород, Россия osipov.al58@gmail.com

Иванова В. А.

Кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, Великий Новгород, Россия. vika.ivanova2008@gmail.com

ID статьи на сайте журнала: 6023


Ссылка при цитировании:

Осипов А. М., Иванова В. А. Институциональные функции – «пороговая» проблема современной социологии образования // Социологические исследования. 2016. № 1. С. 117-124



Аннотация

В статье рассмотрены методологические аспекты институциональных функций образования, представляющих собой одну из базовых конструкций современной социологии образования. Обсуждаются теоретические и социально-практические предпосылки и критерии определения этих функций. Доказывается, что разработка данной проблемы служит условием развития и реализации социально-практического потенциала этой специальной социологической теории.


Ключевые слова
институт образования; функция; критерии определения институциональных функций

Список литературы

Глобальная социология образования / Под ред. В.А. Ивановой, А.М. Осипова. Москва; Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2012.

Дюркгейм Э. Социология образования. М.: ИНТОР, 1996.

Зборовский Г.Е. Социология образования. В 2 ч. Екатеринбург: Изд-во Свердловского гос. инж.- пед. института, 1993.

Иванов С.В., Осипов А.М. Университет как региональная корпорация // Социологические исследования. 2004. № 11. С. 162–172.

Иванова В.А. Критерии институционализации социологии образования // Социология образования. 2014. № 4. С. 4–15.

Иванова В.А., Матвеева Н.А., Осипов А.М., Рысакова П.И. Современная социология образования в России: некоторые итоги и проблемы развития // Социологические исследования. 2013. № 5. С. 95–103.

Материалы Всероссийской социологической конференции “Образование и общество”. 20–21 окт. 2009 г. М.: ИС РАН, 2009.

Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ: АСТ Москва: Хранитель, 2006.

Осипов А.М. Общество и образование. Лекции по социологии образования. Новгород: НовГУ, 1998.

Осипов А.М. Социология образования: Очерки теории. Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

Шаронова С.А. Универсальные константы института образования. М.: Изд-во РУДН, 2004.

Сорокина Н.Д. Образование в современном мире (социологический анализ). М.: “Экономика и финансы”, 2004.

Социология молодежи. Энциклопедический словарь / Отв. ред. Ю.А. Зубок, В.И. Чупров. М.: Academia, 2008.

Шереги Ф.Э. Социология образования. М.: Academia, 2001.

Филиппов Ф.Р. Социология образования. М.: Наука, 1980.

Харчев А.Г. Социология воспитания. М.: Мысль, 1990.

Parsons T. The school class as a social system // Harvard Educational Review. 1959. Vol. 29(4). P. 297– 318.

Ballantine J.H., Hammack F.M. The sociology of education: A systematic analysis (6th ed.). Upper Saddle River. N.J.: Prentice Hall, 2009.


Содержание номера № 1, 2016