Институциональные функции – «пороговая» проблема современной социологии образования


Осипов А. М.

Доктор социологических наук, профессор кафедры социологии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, ведущий научный сотрудник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, Великий Новгород, Россия osipov.al58@gmail.com

Иванова В. А.

Кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, Великий Новгород, Россия. vika.ivanova2008@gmail.com

ID статьи на сайте журнала: 6023


Ссылка при цитировании:

Осипов А. М., Иванова В. А. Институциональные функции – «пороговая» проблема современной социологии образования // Социологические исследования. 2016. № 1. С. 117-124



Аннотация

В статье рассмотрены методологические аспекты институциональных функций образования, представляющих собой одну из базовых конструкций современной социологии образования. Обсуждаются теоретические и социально-практические предпосылки и критерии определения этих функций. Доказывается, что разработка данной проблемы служит условием развития и реализации социально-практического потенциала этой специальной социологической теории.


Ключевые слова
институт образования; функция; критерии определения институциональных функций


Список литературы

Глобальная социология образования / Под ред. В.А. Ивановой, А.М. Осипова. Москва; Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2012.

Дюркгейм Э. Социология образования. М.: ИНТОР, 1996.

Зборовский Г.Е. Социология образования. В 2 ч. Екатеринбург: Изд-во Свердловского гос. инж.- пед. института, 1993.

Иванов С.В., Осипов А.М. Университет как региональная корпорация // Социологические исследования. 2004. № 11. С. 162–172.

Иванова В.А. Критерии институционализации социологии образования // Социология образования. 2014. № 4. С. 4–15.

Иванова В.А., Матвеева Н.А., Осипов А.М., Рысакова П.И. Современная социология образования в России: некоторые итоги и проблемы развития // Социологические исследования. 2013. № 5. С. 95–103.

Материалы Всероссийской социологической конференции “Образование и общество”. 20–21 окт. 2009 г. М.: ИС РАН, 2009.

Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ: АСТ Москва: Хранитель, 2006.

Осипов А.М. Общество и образование. Лекции по социологии образования. Новгород: НовГУ, 1998.

Осипов А.М. Социология образования: Очерки теории. Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

Шаронова С.А. Универсальные константы института образования. М.: Изд-во РУДН, 2004.

Сорокина Н.Д. Образование в современном мире (социологический анализ). М.: “Экономика и финансы”, 2004.

Социология молодежи. Энциклопедический словарь / Отв. ред. Ю.А. Зубок, В.И. Чупров. М.: Academia, 2008.

Шереги Ф.Э. Социология образования. М.: Academia, 2001.

Филиппов Ф.Р. Социология образования. М.: Наука, 1980.

Харчев А.Г. Социология воспитания. М.: Мысль, 1990.

Parsons T. The school class as a social system // Harvard Educational Review. 1959. Vol. 29(4). P. 297– 318.

Ballantine J.H., Hammack F.M. The sociology of education: A systematic analysis (6th ed.). Upper Saddle River. N.J.: Prentice Hall, 2009.

Содержание номера № 1, 2016