Иерархии профессий в представлениях казахстанских школьников
Валитова З. Х.
Кандидат социологических наук, доцент кафедры политологии и социологии Карагандинского государственного университета имени акад. Е.А. Букетова, Караганда, Казахстан. valitova@yandex.ru
Есимова А. Б.
Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Казахстана и общественных дисциплин Южно-Казахстанского государственного педагогического университета, Шымкент, Казахстан. ayessimova@gmail.com
Карипбаев Б. И.
Доктор философских наук, профессор Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова, Караганда, Казахстан karipbaev@mail.ru
Инджиголян А. А.
Кандидат социологических наук, доцент Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова, г. Караганда, Казахстан anzhela_i2002@mail.ru
Кошербаев Д. Б.
Кандидат политических наук, доцент Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова, г. Караганда, Казахстан kosherbaev_das@mail.ru
Валитова З. Х., Есимова А. Б., Карипбаев Б. И., Инджиголян А. А., Кошербаев Д. Б. Иерархии профессий в представлениях казахстанских школьников // Социологические исследования. 2016. № 1. С. 125-131
Проанализированы представления казахстанских школьников о ранжировании профессий по критериям общественной полезности, престижности и прибыльности. Данные показывают динамику мнений об иерархии профессий и преобладание у школьников утилитаристских критериев в их оценке. Определено совпадение представлений школьников о престижности и прибыльности профессий и противоречие между общественной полезностью и прибыльностью. Наблюдается опасная с точки зрения социального благополучия общества тенденция: общественно полезные профессии являются наименее прибыльными и часто не престижными. Профессии, связанные с осмыслением происходящих в обществе процессов (ученый), вытесняются на периферию общественного сознания и становятся непопулярными. Рабочие профессии фигурируют на последних ступенях по всем трем критериям. Иерархия престижности профессий коррелирует с реальными образовательными и профессиональными стратегиями казахстанской молодежи.
Абдирайымова Г.С., Серикжанова С.С. Социальные установки и жизненные ценности молодых ученых Казахстана – индикатор возможных изменений общества // Вестник КазНУ. Серия “Психология и социология”. 2009. № 3(30). С. 56–60.
Бауман З. Текучая современность / Пер. с англ. под ред. Ю.В. Асочакова. СПб.: Питер, 2008.
Забирова А.Т., Тагаева С.Б. и др. Рынок труда и высшее образование в Казахстане. Астана, 2008.
Константиновский Д.Л., Вознесенская Е.Д., Чередниченко Г.А., Хохлушкина Ф.А. Образование и жизненные траектории молодежи: 1998–2008 годы. М.: ЦСПиМ, 2011.
Луман Н. Понятие риска // Thesis. 1994. Вып. 5. С. 135–160.
Луман Н. Дифференциация / Пер. с нем. Б. Скуратов. М.: “Логос”, 2006.
Руднев М.Г. Методология и основные результаты исследования престижа профессий в зарубежной социологии // Вопросы образования. 2008. № 2. С. 217–238.
Труфанов Д.О., Павлов А.П. Жизненные траектории городской молодежи (по материалам соц. исследования). Красноярск, 2011.
Чередниченко Г.А. Образовательные и профессиональные траектории российской молодежи (на материалах социологических исследований). М.: ЦСПиМ, 2014.
Ярская-Смирнова Е., Романов П. Те самые профессии: шкалы престижа и рамки публичности // Антропология профессий: границы занятости в эпоху нестабильности / Под ред. П. Романо- ва, Е. Ярской-Смирновой. М.: ООО “Вариант”, ЦСПГИ, 2012. С. 7–29.