Междисциплинарность — область взаимодействия философии и социологии

Междисциплинарность — область взаимодействия философии и социологии


Киященко Л. П.

Доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии РАН, Москва, Россия larisaki@rfh.ru

ID статьи на сайте журнала: 6051


Ссылка при цитировании:

Киященко Л. П. Междисциплинарность — область взаимодействия философии и социологии // Социологические исследования. 2016. № 2. С. 3-11



Аннотация

Междисциплинарность в современной философии науки и полипарадигмальность в социологии в статье рассмотрены, как ответ на вызов времени поиска утраченного единства в многообразии современных форм исследований. Сочетание несочетаемого – единства в многообразии и многообразия в единстве, образующую “кентавр-проблему” человеческой деятельности, предлагается рассматривать в модусе возможности реализации свободы и ответственности человека в культуре.


Ключевые слова
междисциплинарность; трансдисциплинарность; полипарадигмальность; кентавр-проблема; амбивалентность; интервальный подход; модальность человека


Список литературы

Ахутин А.В. Парадоксы культурологии // В перспективе культурологии: повседневность, язык, общество. М.: Академический проект; РИК, 2005. С. 10–14.

Бажанов В., Шольц Р.В. (ред.). Трансдисциплинарность в философии и науке: подходы, проблемы, перспективы. М.: ИД “Навигатор”, 2015.

Беляева Л.А. Эмпирическая социология в России и Восточной Европе: Учебное пособие. М.: ИД ГУ ВШЭ, 2004.

Герасимова И. Типы аргументации и их возможности в трансдисциплинарном диалоге // Трансдисциплинарность в философии и науке: подходы, проблемы, перспективы / Отв. ред. В. Бажанов, Р.В. Шольц. М.: ИД “Навигатор”, 2015. C. 433–450.

Злотникова Т.С., Киященко Л.П. Диалог о методологии социокультурного исследования массовой культуры в России // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 3. С. 211–219.

Киященко Л.П., Моисеев В.И. Философия трансдисциплинарности. М.: ИФРАН, 2009.

Киященко Л.П. Гуманитарные компетенции: матрицы субъектного-предметного различия // Горизонты гуманитарного знания. 2011. С. 104–119.

Киященко Л.П., Тищенко П.Д. Опыт предельного – стратегия разрешения парадоксальности в знании // Синергетическая парадигма. Когнитивно-коммуникативные стратегии современного научного познания. М.: Прогресс-Традиция, 2004. С. 232–258.

Киященко Л.П., Тищенко П.Д. Философия трансдисциплинарности как опыт практического философствования // Практична фiлософiя. 2004. № 1. С. 11–28, № 2. С. 179–198.

Лазарев Ф.В. Принцип интервальности: диалектика внешнего и внутреннего // Проблемы философии. Киев, 1983. Вып. 60. С. 115–122.

Лотман Ю.М. Культура и взрыв // Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2004.

Лубский А.В. Междисциплинарные научные исследования: когнитивная “мода” или социальный “вызов” // Социологические исследования. 2015. № 10. С. 3–11.

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990.

Медведев В.А. Теоретико-методологические тенденции развития социально-гуманитарного познания // Социологические исследования. 2014. № 9. С. 3–18.

Межуев В.М. Философия культуры в системе современного знания о культуре // Проблемы философии культуры. М.: ИФРАН, 2012. С. 3–16.

Неретина С., Огурцов А. Пути к универсалиям. СПб.: РХГА. 2006.

Новоселов М.М. Метафизика интервальности в контексте научного знания // Истина в науках и в философии. 2010. С. 13–26.

Ойзерман Т.И. Амбивалентность философии. М.: Канон + РООИ “Реабилитация”, 2011.

Порус В.Н. От междисциплинарности к трансдисциплинарности: мосты между философией науки и философией культуры // Трансдисциплинарность в философии и науке: подходы, проблемы, перспективы / Отв ред. В. Бажанов, Р.В. Шольц. М.: ИД “Навигатор”, 2015. С. 416–433.

Постнеклассика: философия, наука, культура / Отв. ред. Л.П. Киященко, В.С. Степин. СПб.: ИД “Мiръ”, 2009.

Сорокин П.А. Влияние профессии на поведение людей и рефлексология профессиональных групп // Вопросы изучения и воспитания личности.1921. № 3. С. 397–419.

Тощенко Ж.Т. Кентавр-проблема (Опыт философского и социологического анализа). М.: Хронограф, 2011.

Тульчинский Л.Г. Гуманитарная экспертиза как социальная технология. URL: http://hpsy.ru/ publikec/x2871.htm (дата обращения: 25.08.2015).

Элиаде М. Космос и история. М.: Прогресс, 1987.

Эпштейн М.Н. Знак _ пробела: О будущем гуманитарных наук. М.: Новое литературное обозрение, 2004.

Эпштейн М.Н. Философия возможного. СПб: “Алетейя”, 2001.

Этос науки / Отв.ред. Л. П. Киященко, Е. З. Мирская. ACADEMIA, 2008.

Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления М.: Республика, 1993.

Ядов В.А. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций: Курс лекций для студентов магистратуры по социологии. 2-е изд. СПб.: Интерсоцис, 2009.

Gibbons M., Limoges C., Nowotny H., Schwartzmann S., Scott P., Trow M. The new production of knowledge. London: Sage,1994.

Manifesto of Transdisciplinarity. State University of New York (SUNY) Press, New York, 2002.

Nicolescu B. Transdisciplinarity: past, present and future // B. Haverkort, C. Reijntjes (еds). Moving Worldviews – Reshapingsciences, policies and practices for endogenous sustainable development. 2006. Vol. 142–166. P. 142–166.

Nicolescu B. Transdisciplinarity as Methodological Framework for Going Beyond the Science-Religion Debate. 2007. URL: metanexus.net›…transdisciplinarity-methodological (дата обращения: 20.08.2015).

Klein J.T. Evaluation of Interdisciplinary and Transdisciplinary Research. A Literature Review // American Journal of Preventive Medicine. 2008. Vol. 35. № 2S. P. 116–123.

Nowotny H., Scott P., Gibbons M. Rethinking science – Knowledge and the public on an age of uncertainty. London: Polity, 2001.

Scholz R.W. Environmental literacy in science and society: From knowledge to decisions. Cambridge: Cambridge University Press, 2011.

Scholz R.W., Lang D.J., Wiek A., Walter A.I., Stauffacher M. Transdisciplinary case studies as a means of sustainability learning: Historical framework and theory // International Journal of Sustainability in Higher Education, 2006. № 7(3). P. 226–251.

Содержание номера № 2, 2016