Существуют ли гендерные особенности религиозности студенческой молодежи?


Широкалова Г. С.

Доктор социологических наук, профессор, зав. кафедрой “Философия, социология и политология”, Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия, Нижний Новгород, Россия shirokalova@list.ru

Шиманская О. К.

Кандидат философских наук, доцент Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова, Нижний Новгород, Россия shimansk@mail.ru

Аникина А. В.

Кандидат социологических наук, доцент Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии, Нижний Новгород, Россия. annavalentan@yandex.ru

ID статьи на сайте журнала: 6228


Ссылка при цитировании:

Широкалова Г. С., Шиманская О. К., Аникина А. В. Существуют ли гендерные особенности религиозности студенческой молодежи? // Социологические исследования. 2016. № 6. С. 77-83



Аннотация

В статье анализируются причины и показатели самооценки религиозности студентов, мнения о верующих и неверующих, о роли религии в российском обществе, роли семьи в формировании религиозных практик. Методологическая основа исследования – функциональный анализ и теория рационального выбора. у юношей и девушек не имеют существенных отличий. В современном российском обществе на первый план выходит терапевтическая функция веры, которая не тождественна компенсаторной, ориентирующей на загробное воздаяние. Молодежь предпочитает инструментальную ценность веры как способа выживания и адаптации, но отнюдь не возрождения “соборности” как характеристики национального менталитета.


Ключевые слова
религия; верующие/неверующие; студенты; гендер; идентичность; конфессиональная политика государства

Список литературы

Андреева Л.А. Религиозный тип студенчества в соотношении с религиозным типом россиян: между рехристианизацией и секуляризацией // Социальные функции религии в условиях модернизации общества: ХХ век: мат. Межд. науч.-практич. конф. М.: ИД “АТИСО”, 2011. С. 180–183.

Аникина А.В. Религиозность современной студенческой молодежи (на примере Нижегородской области). Автореф. дис. … к.соц.н. Нижний Новгород, 2008.

Белова Т.П. Православная идентичность и ценностные ориентации среднего поколения // Государство, общество, церковь в истории России ХХ века. Мат. Х Межд. науч. конф. Иваново. 16–17 февраля 2011 г: в 2 ч. Ч. 1. Иваново: Ивановский госуниверситет, 2011. С. 26–33.

Декларация русской идентичности. URL: //http://www.patriarchia.ru/db/text/508347.htm. 12.11. 2014. (дата обращения: 12.07.2015).

Ипатова Л.П. Типы религиозного обращения в православие женщин в современной России. Авто- реф. дис. … к.соц.н. М., 2006.

Котовская М.Г., Шалыгина Н.В. Гендерное пространство в структуре общественного сознания. М.: ИЭА РАН, 2013.

Новикова А. Депутат КПРФ Владимир Федоткин о предложении указывать в паспорте национальность: Люди сами хотят обозначать свою принадлежность к религии. URL: http://www.kp.ru/ online/news/1717976/ (дата обращения: 25.05.2015).

Протоиерей Геннадий Фаст Не забывайте креститься, пока не грянул гром. URL: http://sreda.org/ opros/44-veruyushhie-i-religioznyie#12793 (дата обращения: 11.05.2015).

РПЦ: вызовы, разломы, риски в новой общественно-политической ситуации политической ситуации. URL: http://wciom.ru/fileadmin/file/reports_conferences/2012/2012–06–25-rpc.pdf (дата обращения: 11.05.2015).

Рогожина Е.М. Религия и вера в современном российском обществе // Гуманитарии в ХХI веке / Под общ. ред. З.Х. Саралиевой: в 2 т. Т. 1. Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2013. С. 604–608.

Соколова М.С. Охранительная функция социального института религии и её роль в стабилизации социальных отношений современного общества // Социальные функции религии в условиях модернизации общества: ХХ век: мат. Межд. науч.-практич. конф. М.: ИД “АТИСО”, 2011. С. 48–57.

Товбин К.М. Русское мировоззрение в эпоху глобализации // Государство, общество, церковь в истории России ХХ века. Мат. Х Межд. науч. конф. Иваново. 16–17 февраля 2011г: в 2 ч. Ч. 1. Иваново: Ивановский госуниверситет, 2011. С. 634–638.

Тощенко Ж.Т. Духовно-нравственное единство основных конфессий России: возможность и реальность // Социальные функции религии в условиях модернизации общества: ХХI век: мат. Межд. науч.-практич. конф. М.: ИД “АТИСО”, 2011. С. 7–19.

Тощенко Ж.Т. Травма и антиномия – новые черты общественного сознания и поведения в современной России // Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. № 1. С. 23–50.

Шиманская О.К. Цивилизационный кризис России в контексте динамики волновых процессов секуляризации и десекуляризация (контрсекуляризация) как вариант его разрешения // Религии России: проблемы социального служения и патриотического воспитания: коллективная монография / Под ред. О.К. Шиманской. Н. Новгород: ФГБОУ ВПО “НГЛУ”, 2014. С. 672–680.

Широкалова Г.С. Религия как социальный институт в условиях дисфункций государства // Религия как социальный институт: сборник. М.: ИД “АТИСО, 2011. С. 133–145.


Содержание номера № 6, 2016