Школьное насилие
меры профилактики и контроля (по материалам экспертного опроса)


Грибанов Е. В.

Кандидат юридических наук, доцент Краснодарского университета МВД России, начальник кафедры теории и истории права и государства, Краснодар, Россия egribanov@yandex.ru

ID статьи на сайте журнала: 6271


Ссылка при цитировании:

Грибанов Е. В. Школьное насилие: меры профилактики и контроля (по материалам экспертного опроса) // Социологические исследования. 2016. № 7. С. 77-81



Аннотация

В статье представлены результаты экспертного опроса сотрудников по делам несовершеннолетних органов внутренних дел по проблеме школьного насилия. Даны характеристики насилия в общеобразовательных школах, предложены научно обоснованные меры его диагностики и профилактики. Раскрыта характеристика основных форм насилия, свойственных школьной среде. Среди них: психическое, физическое и сексуальное насилие, корыстные и корыстно-насильственные посягательства, дискриминация. Выявлены группы факторов, обуславливающие школьное насилие. Раскрыта проблема латентных насильственных посягательств в школьной среде.


Ключевые слова
насилие; школа; профилактика; правонарушение; преступление; диагностика; жертва; школьники

Список литературы

Антинаркотическая профилактика в общеобразовательной школе: практические рекомендации для классных руководителей, социальных педагогов, психологов и администраций школ / Сост. М.А. Боева, С.И. Бобраков, Е.В. Грибанов и др.; под общей ред. Н.Г. Петровой. Брянск: БФ МосУ МВД России, 2008.

Догадина М.А., Пережогин Л.О. Сексуальное насилие над детьми. Выявление, профилактика, реабилитация потерпевших // Вопросы ювенальной юстиции. 2007. № 4. С. 10–16.

Кутявина Е.Е., Курамшев А.В. Проблема насилия в школе глазами учителей // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия “Социальные науки”. 2013. № 4. С. 45–50.

Малков В.Д. Криминология: учебник для вузов / А.Ф. Агапов, Л.В. Баринова, В.Г. Гриб и др.; под ред. В.Д. Малкова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2006.

Насилие в школе: состояние, причины, предупреждение (по материалам Воронежской области): учеб.пос. / Е.В. Грибанов, Р.Б. Иванченко, Ю.А. Кравцова и др. Воронеж, 2014.

Оценка насилия в отношении детей в школах Казахстана (Астана, 2013). URL: http://www.unicef. kz/files/00000837.pdf (дата обращения: 30.03.2015).

Писаревская Е.А. Групповая преступность несовершеннолетних и ее предупреждение // Вестник КемГУ. 2010. № 1. С. 157–161.

Соловьев В.С. Криминологическая диагностика масштабов школьного насилия (по материалам анонимного интернет-опроса школьников) // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2014. № 4(19). С. 220–231.

Софинская Е.Д. Насилие в школе (к постановке проблемы) // Юридическое образование и наука. 2013. № 1. С. 37–40.

Шинкаренко Е.А., Степанова К.В. Уровни школьного насилия: оценки учителей и представителей администрации школ // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2013. № 4(32). С. 113–118.

Шипунова Т.В. Агрессия и насилие как элементы социокультурной реальности // Социологические исследования. 2002. № 5. С. 67–76.

Щеголева А.Н. Виктимологические аспекты ранней профилактики преступности несовершеннолетних: монография / Под науч. ред. В.А. Лелекова. Воронеж, 2009.

Хилажева Г.Ф. Насилие в семье как социальная проблема современного общества // Социологические исследования. 2015. № 8. С. 61-–65.

Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В., Антонова Е.П. Домашнее насилие над детьми. Стратегии объяснения и противодействия // Социологические исследования. 2008. № 1. С. 51–54.


Содержание номера № 7, 2016