Дети вне семьи
фостерные практики в России


Носкова А. В.

Доктор социологических наук, профессор кафедры социологии Московского государственного института международных отношений (Университет) МИД РФ, Москва, Россия avnoskova@mail.ru

Титова М. А.

Кандидат социологических наук, научный руководитель Public Education Center МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия aviamaria@yandex.ru

Васильев А. А.

Кандидат педагогических наук, директор Частного учреждения социального обслуживания Детская деревня-SOS Томилино, Москва, Россия anatoliy.vasiliev@sos-dd.org

Кишкин М. И.

Аспирант кафедры социологии семьи и социальной демографии МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия kishkinm@gmail.com

ID статьи на сайте журнала: 6312


Ссылка при цитировании:

Носкова А. В., Титова М. А., Васильев А. А., Кишкин М. И. Дети вне семьи: фостерные практики в России // Социологические исследования. 2016. № 8. С. 54-64



Аннотация

В статье исследуются вопросы, связанные с детьми-сиротами. Показано, что в начале XXI в. социальное сиротство на фоне ослабления уз семейной солидарности стало значимой проблемой для многих стран мира. Предложено социологическое осмысление необходимых принципов жизнеустройства детей и подростков, оставшихся без попечения родителей. Исследованы недостатки как государственных форм жизнеустройства детей-сирот, так и частных – фостерных практик. В качестве примера “средней формы” рассмотрен кейс Детской деревни SOS Томилино. По определению авторов, детская деревня – это промежуточная, кооперативная модель, реализовавшая себя в качестве сообщества замещающих семей. Анализируются показатели эффективности данной социально-педагогической практики. Показано, что обеспечение социальных условий для качественного образования становится одной из ключевых задач организации заботы о детях, оставшихся без попечения родителей.


Ключевые слова
социальное сиротство; семьи; приёмные семьи; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; детские деревни; социальная солидарность

Список литературы

Анисимова И.В. Анализ эффективности системы воспитания Германа Гмайнера // Анализ опыта работы “Программы “Детские деревни-SOS” и современные подходы к воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М.: Спутник, 2012.

Астоянц М.С. Дети – сироты: анализ жизненных практик в условиях интернатного учреждения: опыт включённого наблюдения // Социологические исследования. 2006. № 3. С. 54–63.

Белых Г.Г., Пантелеев А.И. Республика ШКИД. Л., 1960.

Бессчетнова О.В. Фостерная семья как способ устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в Соединённых Штатах Америки // Вестник ТГПУ. Выпуск 5 (83). С. 40–43.

Зуева Н.Л. Реформирование организации детей-сирот – необходимое условие социальной политики // Электронный журнал “Вестник МГОУ”. 2014. № 2. URL: http://evestnik-mgou.ru/Articles/ Doc/566 (дата обращения: 04.03.2016).

Карлсон А. Упадок семьи или социальная патология // Общество–Семья–Личность: социальный кризис Америки. Альтернативный социологический подход / Пер. с англ.; под ред. А.И. Ан- тонова. М., 2003.

Кравченко С.А. “Нормальная аномия”: контуры концепции // Социологические исследования. 2014. № 8. С. 3–10.

Назарова И.Б. Возможности и условия адаптации сирот // Социологические исследования. 2001. № 4. С. 70–77.

Назарова И.Б. Дети-сироты: характеристика проблемы последних лет // Демоскоп Weekly. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2002/081/analit02.php (дата обращения: 04.03.2016).

Носкова А.В. “Приёмное родительство в России – проблема гражданского общества” // Роль институтов гражданского общества в стратегии инновационного развития и повышения качества социальной среды. M.: Комитет общественных связей города Москвы, 2010. С. 200–211.

Проскурякова Е.Д. Технология психолого-педагогического сопровождения замещающих семей // Анализ опыта работы “Программы “Детские деревни-SOS” и современные подходы к воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М.: Спутник, 2012.

Семейная политика детствосбережения // Федеральная служба государственной статистики. URL:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/ motherhood/# (дата обращения: 04.03.2016).

Чаянов А.В. Краткий курс кооперации. М., 1925.

Chambers C., Palmer E. Educational Stability for Children in Foster Care // Touro Law Review. 2010. Vol. 26. № 4. URL: http://digitalcommons.tourolaw.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1046&context=l awreview (дата обращения: 11.02.16).

Day A.G., Somers C., Smith Darden, Yoon J. Using Cross-system Communication to Promote Educational Well-being of Foster Children: Recommendations for a National Research, Practice, and Policy Agenda // Children & Schools. 2015. № 1. Р. 54–62.

Library and Information Services Nelson Mandela Metropolitan University // URL: http://encore.seals. ac.za/iii/encore_nmmu/plus/C__SFoster%20family__Orightresult__U?lang=eng (дата обращения: 11.02.16).

Оffice of children and family serves. URL: http://ocfs.ny.gov/main/fostercare/default.asp. (дата обраще- ния: 11.02.16).

Oliveira Clara F.M. Children in temporary institutional care. A look into the decision making process // Geneva, 10 September 2011 ESA 10th Conference Social Relations in Turbulent Times Abstract Book. – Geneva 2011. P. 95. URL: http://www.europeansociology.org/docs/conferences/geneva/ ESA2011_Abstracts_Book.pdf (дата обращения: 11.02.16).


Содержание номера № 8, 2016