Заведующие кафедрами в условиях меняющихся механизмов управления в высших учебных заведениях России


Кармаева Н. Н.

Кандидат социологических наук, PhD, научный сотрудник Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», г. Москва, Россия natalia_karmaeva@hotmail.com

Родина Н. В.

Кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», г. Москва, Россия nrodina@hse.ru

ID статьи на сайте журнала: 6322


Ссылка при цитировании:

Кармаева Н. Н., Родина Н. В. Заведующие кафедрами в условиях меняющихся механизмов управления в высших учебных заведениях России // Социологические исследования. 2016. № 8. С. 137-145



Аннотация

На основе данных социологического исследования анализируются особенности управленческих практик на кафедрах высших учебных заведений в контексте реформ в сфере образования. Выявлено, что политика, основанная на принципах “нового менеджериализма”, не соответствует сложившимся механизмам управления на кафедре, которые ориентированы на коллегиальные формы управления и неформальное перераспределение труда. Основная причина этого – наличие работ, которые не оплачиваются через формальные механизмы. В связи с изменениями их количество возрастает за счет административно-бюрократических и методических работ. Положение заведующих кафедрами в таких условиях становится противоречивым. С одной стороны, у них растет административно-бюрократическая и преподавательская нагрузка. С другой, от них ожидается повышение результативности в исследовательской деятельности.


Ключевые слова
заведующие кафедрами; высшие учебные заведения; академическая профессия; управление; профессорско-преподавательский состав; оплата труда по результату

Список литературы

Алавердов А.Р., Алавердова Т.П. “Заведующий кафедрой современного вуза: ученый, педагог, администратор?” // Высшее образование в России. 2013. № 5. C. 51–57.

Бляхер В. Гиперрегулирование в системе высшего образования // Отечественные записки. 2013. № 4(55). URL: http://www.strana-oz.ru/2013/4/giperregulirovanie-v-sisteme-vysshegoobrazovaniya (дата обращения: 18.06.2015).

Дим Р. “Новый менеджериализм” и высшее образование: управление качеством и продуктивностью работы в университетах Великобритании” // Вопросы образования. 2004. № 3. С. 44–56.

Козьмина Я.Я. Предпочтения преподавателей вузов относительно научной деятельности и преподавания // Вопросы образования. 2014. № 3. С. 135–151.

Кузьминов Я.И., Семенов Д.С., Фрумин И.Д. Структура вузовской сети: от советского к российскому “мастер-плану” // Вопросы образования. 2013. № 4. С. 8–69.

Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники. М.: Эдиториал УРСС, 2001.

Хагуров Т.А., Остапенко А.А. Реформа образованиями глазами учителей и преподавателей // Социологические исследования. 2014. № 11. С. 103–107.

Эфендиев А.Г., Решетникова К.В. Профессиональная деятельность преподавателей российских вузов: проблемы и основные тенденции // Вопросы образования. 2008. № 1. С. 87–119.

Deem R. The knowledge worker, the manager-academic and the contemporary UK university: new and old forms of public management? // FinancialAccountability and Management. 2004. Vol. 20. № 2. P. 107–128.

Gonzales L.D. Faculty agency in striving university contexts: mundane yet powerful acts of agency // British Educational Research Journal. 2015. Vol. 41. № 2. P. 303–323.

Henkel M. Academic Identity and Autonomy in a Changing Policy Environment // Higher Education. 2005. № 49. P. 155–176.

Knight P., Trowler P.R. Departmental Leadership in Higher Education. Buckingham, Open University Press, 2001.

Lapworth S. Arresting decline in shared governance: Towards a flexible model for academic participation // Higher Education Quarterly. 2004. 58(4). P. 299–314.

Mintzberg H. The Structuring of Organisations. Engelwood Cliffs, New Jersey, Prentice Hall, 1979.

Wilson M., Holligan Ch. Performativity, work-related emotions and collective research identities in UK university education departments: an exploratory study // Cambridge Journal of Education. 2013. 43(2). P. 223–241.


Содержание номера № 8, 2016