Российская NEET-молодежь
характеристики и типология


Варшавская Е. Я.

Доктор экономических наук, профессор кафедры управления человеческими ресурсами Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики”, Москва, Россия evarshavskaya@hse.ru

ID статьи на сайте журнала: 6353


Ссылка при цитировании:

Варшавская Е. Я. Российская NEET-молодежь: характеристики и типология // Социологические исследования. 2016. № 9. С. 31-39



Аннотация

В статье анализируются основные характеристики российской молодежи, исключенной из сферы занятости и образования, называемой NEET-молодежью (NEET – аббревиатура от англ. “Not in Employment, Education or Training”). Эмпирической основой выступают данные Обследования населения по проблемам занятости за 2014 г. В России каждый восьмой молодой человек в возрасте 15–24 лет не работает и не учится. Основными факторами, существенно увеличивающими вероятность попадания в группу NEET-молодежи и удлиняющими продолжительность периода незанятости, являются низкий уровень образования и отсутствие опыта работы. Особую группу риска образует молодежь, имеющая проблемы со здоровьем, которая практически полностью исключена из сферы занятости и имеет весьма ограниченные возможности для получения профессионального образования. Трудовой потенциал экономически неактивной российской NEET-молодежи является низким. По методологии МОТ, только десятая часть молодых людей из этой группы может быть отнесена к потенциальной рабочей силе.


Ключевые слова
NEET-молодежь; экономическая неактивность молодежи; молодежная безработица; потенциальная рабочая сила

Список литературы

Варшавская Е.Я. Успешность перехода “учеба-работа”: для кого дорога легче? // Социологические исследования. 2016. № 2. С. 39–46.

Резолюция о статистике трудовой деятельности, занятости и недоиспользования рабочей силы. МОТ, 2013. URL: http://www.gks.ru/metod/resol.pdf (дата обращения: 15.01.2016).

Bridging the gap: New opportunities for 16–18 year olds not in education, employment or training. Report by the Social Exclusion Unit. July 1999. URL: http://dera.ioe.ac.uk/15119/2/bridging-the-gap.pdf (дата обращения: 25.12.2015)

Europe 2020: а strategy for smart, sustainable and inclusive growth. European Commission. Brussels, 2010.

McIntyre A. People Leaving Economic Inactivity: Characteristics and Flows // Labour Market trends. 2002. April. Vol. 110(4). P. 187–194.

NEETs – Young people not in employment, education or training: Characteristics, costs and policy responses in Europe. Report by Eurofound. Luxembourg, Publications Office of the European Union, 2012.

Quintini G., Manfredi T. Going Separate Ways? School-to-Work Transitions in the United States and Europe // OECD Social, Employment and Migration Working Papers. 2009. No. 90.

Young people not in employment, education or training (NEET). An overview in ETF partner countries. European Training Foundation, 2015. URL: http://www.etf.europa.eu/web.nsf/pages/NEET_ETF_ partner_countries (дата обращения: 23.01.2016).

Youth neither in employment nor education and training (NEET). Presentation of data for the 27 Member States. European Commission, EMCO Contribution. 2011.

Youth on the move. Luxembourg, Publications Office of the European Union, 2010.

Wolbers M. Patterns of Labour Market Entry. A Comparative Perspective on School-to-Work Transitions in 11 European Countries // Acta Sociologica. 2007. Vol. 50(3). P. 189–210.


Содержание номера № 9, 2016