Профессиональная культура российских инженерно-технических специалистов
универсальные элементы


Абрамов Р. Н.

Кандидат социологических наук, доцент кафедры анализа социальных институтов департамента социологии факультета социальных наук Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики”, Москва, Россия socioportal@yandex.ru

ID статьи на сайте журнала: 6361


Ссылка при цитировании:

Абрамов Р. Н. Профессиональная культура российских инженерно-технических специалистов: универсальные элементы // Социологические исследования. 2016. № 9. С. 96-104



Аннотация

Статья посвящена анализу универсальных элементов профессиональной культуры инженерно-технических специалистов, среди которых – идеология упорной и напряженной работы, маскулинность, рациональность, эстетика технических решений, стремление к творческой работе. Теоретической рамкой являются работы советских и российских социологов труда и занятий, а также зарубежные публикации по теме инженерной культуры, используются данные полуформализованных интервью. Сделан вывод, что российская специфика исследуемого феномена, с одной стороны, содержит элементы культуры советских инженерно-технических специалистов, а с другой – характеристики моделей поведения и профессиональной коммуникации, которые транслируются глобальными корпоративными стандартами.


Ключевые слова
инженеры; технические специалисты; профессиональная культура; маскулинность; рациональность; творческая работа

Список литературы

Абрамов Р.Н. Социокультурные контексты профессионализма: идеология, статус, ценности // Профессиональная культура: опыт социологической рефлексии / Под ред. Е.Р. Смирновой-Ярской. М.: ООО “Вариант”, 2014. С. 55–65.

Болтански Л., Тевено Л. Критика и обоснование справедливости. Очерки социологии градов. М.: НЛО, 2013.

Воронина О.А. (ред.) Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций. М.: МЦГИ – МВШСЭН – МФФ, 2001.

Гладарев Б., Цинман Ж. “Шкалы оценивания” и “миры” технопредпринимателей Финляндии, Южной Кореи, Тайваня и России. Рукопись. СПб., 2015.

Ильин В.И. “Белые воротнички” в современной России: новые средние слои или конторский пролетариат? // Рубеж. 1996. № 8–9. С. 98–122.

Кабацков А. Офисный мир и высшее профессиональное техническое образование // Антропология профессий / Под ред. П.В. Романова и Е.Р. Ярской-Смирновой. Саратов: ЦСПГИ, Научная книга, 2005. С. 117–135.

Крыштановская О.В. Инженеры: становление и развитие профессиональной группы. М.: Наука, 1989.

Кугель С.А., Никандров О.М. Молодые инженеры. М.: Мысль, 1971.

Мезенцев С.Д. Философия науки и техники: учебное пособие. М.: МГСУ, 2011.

Мелещенко Ю.С. Техника и закономерности её развития. Л.: Лениздат, 1970.

Мертон Р. Машина, рабочий и инженер / Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ Москва, Хранитель, 2006. С. 782–797.

Мещеркина Е.Ю. Социологическая концептуализация маскулинности // Социологические исследования. 2002. № 11. С. 15–25.

Романов П., Ярская-Смирнова Е. Антропологические исследования профессий // Антропология профессий: Сб. науч. трудов. Саратов: ЦСПГИ “Научная книга”, 2005. С. 13–50.

Романов П., Ярская-Смирнова Е. Мир профессий как поле антропологических исследований // Этнографическое обозрение. 2008. № 5. С. 3–17.

Рыжиков А.Л. Впереди – прошлое. Рязань: Лист, 2010.

Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники: Учебн. пос. для вузов. М.: Гардарики, 1999.

Терентьев Я.К. Кадровый пустырь Страны Советов: Записки инженера. СПб., 2009.

Чернова Ж.В. Семья как политический вопрос: государственный проект и практики приватности. СПб.: Изд-во ЕУ, 2013.

Чешев В.В. О предмете и основных понятиях технических наук (гносеологический анализ) / Автореф. … канд. филос. наук. Томск, 1968.

Шкаратан О.И. (ред.) Рабочий и инженер: Социальные факторы эффективности труда. М.: Мысль, 1985.

Шкаратан О.И., Инясевский С.А., Любимова Т.С. Информациональные производители как основные акторы развития новой экономики: Препринт WP7/2007/04. М.: ГУ ВШЭ, 2007.

Щепанская Т.Б. Антропология профессий // Журнал социологии и социальной антропологии. 2003. VI (1). С. 139–161.

Ядов В.А. (ред.) Социально-психологический портрет инженера. По материалам обследования инженеров ленинградских проектно-конструкторских организаций. М.: Мысль, 1977.

Bloor G., Dawson P. Understanding Professional Culture in Organizational Context // Organization Studies. 1994. № 15. P. 275–295.

Boyatzis R. The Competent Manager: A Model for Effective Performance. New York: John Wiley & Sons, 1982.

Cech E. Engineers and Engineeresses? Self-conceptions and the Development of Gendered Professional Identities // Sociological Perspectives. 2015. № 58(1). P. 56–77.

Collins R. The Credential Society: An Historical Sociology of Education and Stratification. New York: Academic Press, 1979.

Darr A. Technical Labour in an Engineering Boutique: Interpretative Frameworks of Sales and R&D Engineers // Work, Employment and Society. 2000. № 14(2). P. 205–222.

Dryburgh H. Work hard, play hard. Women and Professionalization in Engineering – Adapting to the Culture // Gender & Society. 1999. № 13(5). P. 664–682.

Evans E. Professionalism, Professionality and the Development of Education Professionals // British Journal of Educational Studies. 2008. № 56(1). P. 20–38.

Frehill L. The Gendered Construction of the Engineering Profession in the United States, 1893–1920 // Men and Masculinities. 2004. № 6(4). P. 383–403.

Friedson E. Professionalism: the third logic. London: Polity Press, 2001. Hall R.H. Occupations and the Social Structure. New York: Prentice Hall, 1969.

Hofstede G. Cultural Constraints in Management Theories // Academy of Management Executive. 1993. Vol. 7. P. 81–94.

Hoyle E., Wallace M. Educational Leadership: Ambiguity, Professionals and Managerialism. London: Sage, 2005.

Jacobsen J.P. The Economics of Gender. Cambridge: Blackwell, 1994.

Kilduff M., Funk J.F., Mehra A. Engineering identity in a Japanese factory // Organization Science. 1997. № 8. P. 579–592.

Kornhauser W. Scientists in Industry. Berkeley: University of California Press, 1963.

Kunda G. Engineering Culture. Control and Commitment in High-Tech Industry. Philadelphia: Temple University Press, 2006.

MacGrain-Herkenhoff L. Professional Culture, Emotional Intelligence and the Emotional Process Model // Journal of Organizational Leadership & Business. 2010. 3(Summer). P. 124–145.

McIlwee J.S., Robinson J.G. Women in engineering: Gender, power, and workplace culture. Albany: State University of New York Press, 1992.

Meiksins P., Watson J. Professional autonomy and organizational constraint: The case of engineers // Sociological Quarterly. 1989. № 30. P. 561–585.

Parikh P.P., Sukhatme S.P. Women Engineers in India // Economic and Political Weekly. 2004. № 39(2). P. 193–201.

Parsons T. Some Problems Confronting Sociology as a Profession // American Sociological Review. 1959. № 24. P. 547–558.

Perlow L. Time to Coordinate Toward an Understanding of Work-Time Standards and Norms in a Multicountry Study of Software Engineers // Work and Occupations. 2001. № 28(1). P. 91–111.

Perucci R. Engineering. Professional Servant of Power / The Professions and their Prospects. London: 1973. P. 99–129.

Robledo I., Peterson D., Mumford M. Leadership of scientists and engineers: A three-vector model // Journal of Organizational Behavior. 2012. № 33. P. 140–147.

Sankowska A., Söderlund J. Trust, reflexivity and knowledge integration: Toward a conceptual framework concerning mobile engineers // Human Relations. 2015. № 68(6). P. 973–1000.

Smith C., Meksins P. The Role of Professional Engineers in the Diffusion of “Best Practice” Production Concepts: A Comparative Approach // Economic and Industrial Democracy. 1995. № 16. P. 399–427.

Watson J., Meiksins P. What Do Engineers Want? Work Values, Job Rewards, and Job Satisfaction Science, Technology, & Human Values. 1991. № 16(2). P. 140–172.


Содержание номера № 9, 2016