О социальном механизме становления новых потребительских практик в России


Шабанова М. А.

Доктор социологических наук, профессор Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики”, ведущий научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора того же университета, Москва, Россия mshabanova@hse.ru

ID статьи на сайте журнала: 6469


Ссылка при цитировании:

Шабанова М. А. О социальном механизме становления новых потребительских практик в России // Социологические исследования. 2016. № 12. С. 14-25



Аннотация

В последние десятилетия все более заметны сдвиги в моделях принятия потребительских решений. Потребители «голосуют деньгами» против развития неприглядных деловых практик, наносящих значительный вред окружающей среде, людям, животным. В статье впервые представлены результаты исследования позиций ключевых акторов развития новых потребительских практик в России – населения, НКО, бизнеса и власти. На основе выявления факторов и барьеров включения в них россиян, а также представлений других институциональных акторов о месте и направлениях актуальной деятельности в этой сфере как их группы, так и групп-соакторов, определены рассогласования в социальном механизме становления этих практик и способы их ослабления.


Ключевые слова
потребление; новые социальные практики; этичное/ответственное/устойчивое потребление; социальный механизм; социальная солидарность; социальная ответственность; гражданское общество; НКО

Список литературы

Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 2002.

Заславская Т. И. Социетальная трансформация российского общества: деятельностно-структурная концепция. М.: Дело, 2002.

Заславская Т. И., Шабанова М. А. К проблеме институционализации неправовых социальных практик в России: сфера труда // Мир России. 2002. № 2. C. 3–38.

Ильин В. И. Поведение потребителей. СПб.: Питер, 2000.

Шабанова М. А. Этичное потребление как инновационная практика гражданского общества в России // Общественные науки и современность. 2015а. № 5. С. 19–34.

Шабанова М. А. Этичное потребление в России: профили, факторы, потенциал развития // Вопросы экономики. 2015б. № 5. С. 78–102.

Abdul-Muhmin A. G. Explaining consumers’ willingness to be environmentally friendly // International Journal of Consumer Studies. 2007. 31 (3). P. 237–247.

Ariztía T., Kleine D., Brightwell D. G.S.L., Agloni N., Afonso R., Bartholo R. Ethical consumption in Brazil and Chile: Institutional contexts and development trajectories // Journal of Cleaner Production. 2014. 63. P. 84–92.

Cook I., Harrison M., Lacey C. The power of shopping // Wilson R. (ed.). Post Party Politics: Can Participants Reconnect People and Government? London: Involve, 2006.

Deng X. Factors influencing ethical purchase intentions of consumers in China // Social Behavior and Personality. 2013. 41 (10). P. 1693–1703.

Deng X. Understanding consumer’s responses to enterprise’s ethical behaviors: an investigation in China // Journal of Business Ethics. 2012. 107(2). P. 159–181.

Ethical Consumer Markets Report 2013 (2013) / ECRA, YouGov. UK; Ethical Consumer Markets Report 2012 (2012) / The Co-operative Group, ECRA.

Mostafa M. M. Gender Differences in Egyptian Consumers’ Green Purchase Behaviour: The Effects of Environmental Knowledge, Concern and Attitude // International Journal of Consumer Studies. 2007. 31 (3). P. 220–229.

Stolle D., Hooghe M., Micheletti M. Politics in the supermarket: political consumerism as a form of political participation // International Political Science Review. 2005. 26 (3). P. 245–269.


Содержание номера № 12, 2016