Благотворительность пожилых россиян (по результатам эмпирического исследования)


Корнеева И. Е.

Научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики”, Москва, Россия ikorneeva@hse.ru

Миннигалеева Г. А.

Кандидат педагогических наук, научный сотрудник Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики”, Москва, Россия gminnigaleeva@ hse.ru

ID статьи на сайте журнала: 6517


Ссылка при цитировании:

Корнеева И. Е., Миннигалеева Г. А. Благотворительность пожилых россиян (по результатам эмпирического исследования) // Социологические исследования. 2017. № 1. С. 74-80



Аннотация

Статья посвящена участию старшего поколения в благотворительности. На основе всероссийского репрезентативного опроса населения (2014 г., N = 2000) охарактеризовано участие пожилых россиян в благотворительных практиках – денежных пожертвованиях. Проанализированы их масштабы, формы и направления, факторы, влияющие на активность жертвователей: социально-демографические и экономические характеристики, религиозная идентичность и поведение, ценностные ориентации и установки, связанные с доверием между людьми, готовностью объединяться и помогать друг другу.


Ключевые слова
пожилой возраст; благотворительная деятельность; денежные пожертвования; факторы; участие пожилых людей в денежных пожертвованиях

Список литературы

Апресян Р.Г. Филантропия: милостыня или социальная инженерия? // Общественные науки и современность. 1998. № 5. С. 51–60 [Apresyan R.G. (1998) Filantropiya: milostynya ili social’naya inzheneriya? Obshchestvennye nauki i sovremennost’. № 5: 51–60]

Мерсиянова И.В., Якобсон Л.И. Потенциал и пути развития филантропии в России. М.: Изд. дом ВШЭ, 2010 [Mersiyanova I.V., YAkobson L.I. (2010) Potencial i puti razvitiya filantropii v Rossii. [The potential and the development of philanthropy in Russia]. Moscow: Izd. dom VSHEH]

Миннигалеева Г.А., Зулкарнаев Т.Ш., Демина К.В., Хижнякова И.С., Сабитова Л.М. Образ пожилых людей сегодня // Психология зрелости и старения. 2013. № 4. С. 1–24 [Minnigaleeva G.A., Zulkarnaev T.SH., Demina K.V., Hizhnyakova I.S., Sabitova L.M. (2013). Obraz pozhilyh lyudej segodnya. [The image of the elderly today]. Psihologiya zrelosti i stareniya. No. 4: 1–24.]

Справится ли государство в одиночку? О роли НКО в решении социальных проблем. Аналитический доклад / Под ред. Л.И. Якобсона, И.В. Мерсияновой. М.: НИУ ВШЭ, 2012. [Yakobson L.I., Mersiyanova I.V. Spravitsya li gosudarstvo v odinochku? O roli NKO v reshenii social’nyh problem. Analiticheskij doklad (2012) Moscow: NIU VSHEH, 2012].

Bekkers R. Who gives what and when? A scenario study of intentions to give time and money // Social Science Research. 2010. No. 39: 369–381.

Bekkers R., Wiepking P. A literature review of empirical studies of philanthropy: Eight mechanisms that drive charitable giving // Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. 2011. 40 (5): 924–973.

Cheung C., Chan C. Social-cognitive factors of donating money to charity, with special attention to an international relief organization // Evaluation and Program Planning. 2000. No. 23 (2): 241–253.

Gittel R., Tebaldi E. Charitable giving: Factors influencing giving in the U.S. States // Nonprofit Sector Quarterly. 2006. No. 35: 721–736.

Glazer A., Konrad K. A signaling explanation for charity // American Economic Review. 1996. No. 86 (4): 1019–1028.

Graney M.J., Graney E.E. Communications activity substitutions in aging // Journal of Communication. 1974. No. 24 (4): 88–96.

Hodgkinson V.A., Weitzman M.S. Giving and volunteering in the United States: Findings from a national survey, 1990 edition. Washington DC: Independent Sector. 1996.

Mathur A. Older adults’ motivations for gift giving to charitable organizations: An exchange theory perspective // Psychology and Marketing. 1996. No. 13 (1): 107–123.

Rajan S.S., Pink G.H., Dow W.H. Sociodemographic and personality characteristics of Canadian donors contributing to international charity // Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. 2009. No. 38 (3): 413–440.

Sargeant A. Charitable giving: Towards a model of donor behavior // Journal of Marketing Management. 1999. No. 15 (4): 215–238.

Yen S.T. An econometric analysis of household donations in the USA // Applied Economics Letters. 2002. No. 9 (13): 837–841.


Содержание номера № 1, 2017