Социально-демографические характеристики студента вуза с дистанционными технологиями обучения


Карпенко М. П.

Доктор технических наук, профессор, президент Современной гуманитарной академии, Москва, Россия rectorat@muh.ru

Чмыхова Е. В.

Кандидат социологических наук, доцент, руководитель Департамента науки и инноваций Современной гуманитарной академии, Москва, Россия. echmyhova@campus.muh.ru

Давыдов Д. Г.

Кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и общей психологии Российского государственного социального университета, заведующий лабораторией Современной гуманитарной академии, Москва, Россия. ddavydov@muh.ru

Шевель П. П.

Кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра (социологического) Вооруженных Сил Российской Федерации, Москва, Россия. shevelpetr@mail.ru

ID статьи на сайте журнала: 6567


Ссылка при цитировании:

Карпенко М. П., Чмыхова Е. В., Давыдов Д. Г., Шевель П. П. Социально-демографические характеристики студента вуза с дистанционными технологиями обучения // Социологические исследования. 2017. № 2. С. 140-148


Аннотация

Описываются социальные характеристики студентов вуза с электронными дистанционными технологиями обучения, проводится сравнение с результатами предшествующих российских и зарубежных исследований. Показана связь динамики социального положения студентов с текущей социально-экономической ситуацией, рассмотрены образовательные и профессиональные намерения студентов. Делается вывод, что в последние годы дистанционное высшее образование стало менее доступным для малообеспеченных слоев населения. Подтверждено, что современная дистанционная форма обучения по сравнению с традиционным обучением предоставляет большие возможности вертикальной мобильности. Отмечается, что государственные и муниципальные учреждения являются крупнейшими работодателями для студентов “дистанционного” типа.


Ключевые слова
дистанционное образование; электронное обучение; студенты; социально-демографические характеристики; высшее учебное заведение

Список литературы

Григораш О. В. Дистанционное обучение в системе высшего образования: преимущества, недостатки и перспективы // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. № 101 (07). С. 2048–2059.

Карпенко О. М. Распределенный мега-университет в современной образовательной системе: Монография. М.: Изд-во СГУ, 2013.

Кезина И. В. Доступность высшего образования в Приморском крае (по результатам межрегионального исследования) // Вестник ДВО РАН. 2008. № 3. С. 76–82.

Клюев А.К., Могильчак Е.Л., Кезина И.В. и др. Мониторинг региональных проблем доступности высшего образования: Аналитический доклад. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2007.

Лисовский В.Т., Дмитриев А. В. Личность студента. Ленинград: Изд-во Ленинградского университета, 1974.

Манкевич А.В., Филонов В.А., Резниченко В. А. Дистанционное образование: достоинства и недостатки / Образовательная среда сегодня и завтра: Материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. Москва: МГИУ, 2013. С. 169–173.

Обзор мирового и российского рынка электронного обучения / ООО “СиМедиа”. 2012. URL: http://ra-kurs.spb.ru/2/0/3/1/?id=42 (дата обращения: 14.09.2015).

Обзор рынка прямых и венчурных инвестиций 2014 г.: Информационный бюллетень IPOboard. ООО “Борд”. URL: http://www.ipoboard.ru/files/cms/200dff3c0e542cd52294f166a762cfe0 (дата обращения: 14.08. 2015).

Социальное положение и уровень жизни населения России // Росстат. 2014. URL: http://www.gks. ru/bgd/regl/b14_44/Main.htm (дата обращения: 20.07.2015).

Bates T. National strategies for e-learning in post-secondary education and training. Paris: UNESCO: International Institute for Educational Planning, 2001.

Blakelock J., Smith T. E. Distance learning: From multiple snapshots, a composite portrait / Computers and Composition. 2006. 23. P. 139–161.

Colorado J.T., Eberle J. Student demographics and success in online learning environments // Emporia State Research Studies. 2010. 46(1). P. 4–10.

Eastmond D. V. Alone but together: adult distance study through computer conferencing. Cresskill, N.J.: Hampton Press, 1995.

Holmberg B. Theory and practice of distance education. London; New York: Routledge, 1995.

Ong C.S, Lai J. Y. Gender differences in perceptions and relationships among dominants of e-learning acceptance // Computers in human behavior. 2006. 22(5). P. 816–829.

Thompson M. M. Distance Learners in Higher Education / Distance Learners in Higher Education: Institutional Responses for Quality Outcomes. Еdited by С. С. Gibson. Madison, WI: Atwood Publishing, 1998. Р. 9–24.

Willis B. D. Distance education: strategies and tools. Englewood Cliffs, N.J.: Educational Technology Publications, 1994.


Содержание номера № 2, 2017