Российский учитель в реформирующемся обществе
взгляд из региона


Ильин В. А.

Доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАН, научный руководитель Института социально-экономического развития территорий, Вологда, Россия. ilin@vscc.ac.ru

Леонидова Г. В.

Кандидат экономических наук, доцент, заведующая лабораторией исследования проблем развития трудового потенциала Института социально-экономического развития территорий, Вологда, Россия. galinaleonidova@mail.ru

Головчин М. А.

Кандидат экономических наук, научный сотрудник Института социально-экономического развития территорий, Вологда, Россия mag82@mail.ru

ID статьи на сайте журнала: 6598


Ссылка при цитировании:

Ильин В. А., Леонидова Г. В., Головчин М. А. Российский учитель в реформирующемся обществе: взгляд из региона // Социологические исследования. 2017. № 3. С. 51-57



Аннотация

Современный мир, государство и социум подвержены постоянным изменениям. В процессе приспособления к ним происходит смена ценностных парадигм, отношения к специфическим общественным группам (среди них: врачи, педагоги и т.д.). В статье на примере Вологодской области анализируются изменения в положении социально-профессиональной группы учителей в период образовательных реформ. Информационной основой для выводов послужили результаты опросов, которые были проведены среди работников школ области в 2011–2015 гг. Авторы останавливаются на положительных трендах в социальном самочувствии преподавателей, выделяют ряд кризисных моментов, несущих угрозу развитию региональной и национальной сферы образования. Учительство рассматривается как базис формирования гражданского общества.


Ключевые слова
общество; кризис; образование; реформа; учитель; регион; запас терпения

Список литературы

Возникова Т. Из крайних в средние. Российские учителя поднялись по социальной лестнице // Поиск. 2015. № 23. С. 9.

Касумова Г. К. Трансформация ценностной системы в современном мире // Studia Culturae. 2013. № 15. С. 170–171.

Леонидова Г. В. Качество трудовых ресурсов в контексте факторов национальной безопасности России // Проблемы развития территорий. 2014. Вып. 5. С. 7–19.

Магун В., Руднев М. Европейская ценностная типология и базовые ценности россиян. URL: https://www.hse.ru/data/2015/04/03/1096440477/Magun_Rudnev.pdf (дата обращения: 02.11.2015).

Образование в Российской Федерации: 2014. Статистический сборник. М.: Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”, 2014. 464 с.

Пантин В., Лапкин В. Эволюция ценностных ориентаций россиян в 1990-е гг. URL: ecsocman.hse.ru/ data/056/826/1231/v_lapkinx2cx20v_pantin_pro_99.doc (дата обращения: 2.11.2015).

Российские учителя и директора школ в международном исследовании TALIS: ожидаемые и неожиданные результаты. URL: https://ioe.hse.ru/data/2015/06/16/1084151597/16_06_ТАЛИС_пре- зентация_FINAL.pptx (дата обращения: 28.11.2016).

Храмова К.В., Давлетшина Г. Р. Гуманизация образования в “обществе риска” // Общество: философия, история, культура. 2011. № 3–4. С. 15–19.


Содержание номера № 3, 2017