Трансформация христианства в XXI в.
феномен «южного христианства»


Андреева Л. А.

Доктор философских наук, профессор РАН, ведущий научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН, Москва, Россия larchen1969@gmail.com

ID статьи на сайте журнала: 6688


Ссылка при цитировании:

Андреева Л. А. Трансформация христианства в XXI в.: феномен «южного христианства» // Социологические исследования. 2017. № 5. С. 76-83



Аннотация

Статья рассматривает процесс изменения традиционной этническо-географической локализации христианства в начале XXI в., перемещение мирового центра христианства с «глобального Севера» в страны «глобального Юга» и как следствие формирование «южного христианства». На основании анализа религиозности «южных христиан» делаются выводы не только о географических, но и глубоких качественных отличиях «южного христианства» от христианства Запада – «северного христианства», что позволяет определять его как нарождающуюся новую глобальную реальность, как «следующее христианство» и сделать вывод, что «южное христианство» мало совместимо с традиционным христианством «глобального Севера». Это перемещение центра тяжести на «глобальный Юг» несет угрозу архаизации, понимаемой как закат христианства.


Ключевые слова
глобальный Север / глобальный Юг; деевропеизация христианства; южное христианство; религиозность; архаизация христианства

Список литературы

Андреева Л. А., Андреева Л. К. Секулярный или постсекулярный мир? Верификация концепций // Социологические исследования. 2015. № 3(371). С. 82–88. [Andreeva L. A., Andreeva L. K. (2015) Secular or post-secular world: verifying conceptions. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological studies]. No. 3: 82–88. (In Russ.)]

Исаев И. Рецидив теократической утопии: церковь и феодальная государственность в расколе. Историко-правовые вопросы взаимоотношений государства и церкви в истории России. М.: ВЗЮИ, 1988. С. 110–119. [Isaev I. (1988) Recidiv teokraticheskoj utopii: cerkov i feodalnaya gosudarstvennost v raskole. [Recurrence of a theocratic utopia: church and feudal statehood in split] In: Istoriko pravovye voprosy vzaimootnoshenij gosudarstva I cerkvi v istorii Rossii [Historical and Legal Questions of Relationship of the State and Church in the History of Russia]. Moskow: VZYUI: 110–119. (In Russ.)]

Серто М. де. Изобретение повседневности. СПб.: Издательство европейского университета, 2013. [Certo M. de (2013) Iizobretenie povsednevnosti. [Invention of Daily occurrence]. Saint-Petersburg: Izdatelstvo evropejskogo universiteta. (In Russ.)]

Тойнби А. Постижение истории. М.: Издательство Пресса, 1991 [Tojnbi A. (1991) A Study of History. Moscow: Izdatelstvo Pressa. (In Russ.)]

Bühlmann W. (1978) The Coming of the Third Church. New York: Orbis Books, Camps.

Jenkins F. (2002) The Next Christendom: The Coming of Global Christianity (Future of Christianity Trilogy). Oxford: Oxford University Press.

Rosenthal E. (1962) Political Thought in Medieval Islam. Cambridge: Univesity Press.

Poupard P. (1985) Chiesa e culture. Milano: Vita e Pensiero.

Verstraelen Frans J. (2007) “Jenkins’ The Next Christendom and Europe”. In: Global Christianity: Contested Claims. Amsterdam: Rodopi.


Содержание номера № 5, 2017