Семья и родительство сквозь призму мнений студенток


Багирова А. П.

Доктор экономических наук, профессор Уральского федерального университета им. Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия. a.p.bagirova@ustu.ru

Шубат О. М.

Кандидат экономических наук, доцент Уральского федерального университета им. Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия o.shubat@gmail.com

ID статьи на сайте журнала: 6790


Ссылка при цитировании:

Багирова А. П., Шубат О. М. Семья и родительство сквозь призму мнений студенток // Социологические исследования. 2017. № 7. С. 126-131



Аннотация

В статье анализируются представления российских студенток о семье и родительстве, которые, имея прожективный характер, обладают в то же время потенциалом формирования контуров демографического будущего страны. Было выявлено, то при характеристике родительства девушки демонстрируют как позитивные, так и негативные представления. При этом дети являются доминантой сформированного образа семьи. Было зафиксировано, что процесс воспитания детей в сознании студенток пронизан идеей полезности. Он позволяет реализовать сформированные ранее (в прошлом) потребности, получить эмоциональные преференции в настоящем, а также рассчитывать на возможные преимущества и “выгоды” родительства. Был сделан вывод о том, что именно в период студенчества необходимо целенаправленное воздействие на процессы развития у молодежи представлений о семье, формирование и репродуктивных установок, и установок на родительство в целом. В качестве инструмента такого воздействия предложено рассматривать репродуктивно-ориентированное образование, встроенное в воспитательный и образовательный процессы в вузе.


Ключевые слова
семья; родительство; студентки; дети; образ семьи; представления; установки

Список литературы

Акьюлов Р. И., Акьюлова Е. И. Демографическое поведение населения как условие модернизации индустриального региона // Научный вестник Уральской академии государственной службы. 2011. № 2. С. 198–202.

Антонов А. И. Кризис семьи и родительства // Проблемы родительства и планирования семьи. М.: ИС РАН, 1992.

Антонов А. И. Почему нельзя надеяться, что рождаемость повысится, когда в брак начнут вступать сегодняшние старшеклассники // Демографические исследования. 2006. № 2. URL: http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=20&idArt=245 (дата обращения: 01.01.2017).

Антонов А. И. Снижение репродуктивных установок и ориентаций российского населения в 1991– 2007 годы // Демографические исследования. 2008. № 7. URL: http://www.demographia.ru/ articles_N/index.html?idR=20&idArt=1084 (дата обращения: 01.01.2017).

Багирова А. П., Шубат О. М. Образ родительства и его развитие в концепции родительского труда // Социологические исследования. 2014. № 4. С. 103–110.

Вишневский Ю. Р., Шапко В. Т. Социология молодежи. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006.

Гурко Т. А. Трансформация института семьи: постановка проблемы // Социологические исследования. 1995. № 10. С. 95–99.

Кузьмин А. И. Ценностные и репродуктивные ориентации молодежи // Демографические исследования. 2006. № 2. URL: http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=20&idArt=246#_ Toc126567703 (дата обращения: 01.01.2017).

Романовский Н. В. Будущее как проблема современной социологии // Социологические исследования. 2015. № 11. С. 13–22.

Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Академия, 2001.


Содержание номера № 7, 2017