Традиционные и новые солидарности в пространстве потребительских благ и ресурсов

Традиционные и новые солидарности в пространстве потребительских благ и ресурсов


Шабанова М. А.

Доктор социологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Москва, Россия mshabanova@hse.ru

ID статьи на сайте журнала: 6808


Ссылка при цитировании:

Шабанова М. А. Традиционные и новые солидарности в пространстве потребительских благ и ресурсов // Социологические исследования. 2017. № 8. С. 31-44



Аннотация

В статье рассматриваются разные виды социально-экономических солидарных практик в контексте упрочения/расширения гражданского общества в России. Ставится цель продвинуться в понимании природы и факторов развития новых практик на основе их сравнения с традиционными (денежными пожертвованиями, добровольческим трудом, передачей нуждающимся вещей), а также общественно-политическими. В качестве первых рассматривается социально ответственное (этичное) потребление, природа которого остается пока неясной. Представлены результаты репрезентативного эмпирического исследования (2014 г. N=2000), показывающие степень соприкосновения, общие и особенные факторы развития разных солидарных практик. Показано, что новые социально-экономические практики чаще возникают на основе традиционных, расширяя каналы солидарности. Делается вывод о менее просоциальной природе новых солидарных практик по сравнению с традиционными, а также о необходимости создания дополнительных условий для их развития на основе объединения усилий со стороны органов власти, бизнеса, некоммерческих организаций, средств массовой информации.


Ключевые слова
социальная солидарность; денежные пожертвования; добровольческий труд; новые социальные практики; этичное/ответственное/устойчивое потребление; гражданское общество; НКО


Список литературы

Андреев А.Л. Российский социум как “другая” Европа // Общественные науки и современность. 2013. № 6. С. 70–79.

Аузан А., Тамбовцев В. Экономическое значение гражданского общества // Вопросы экономики. 2005. № 5. С. 28–49.

Демакова К., Маковецкая С., Скрякова Е. Неполитический активизм в России // Pro et Contra. 2014, май–август. С. 148–163.

Кордонский С. Государство, гражданское общество и коррупция // Отечественные записки. 2005. № 6. URL: http://www.strana-oz.ru/2005/6/ (дата обращения: 17.12.16).

Полтерович В.М. От социального либерализма к философии сотрудничества // Общественные науки и современность. 2015. № 4. С. 41–64.

Сорокин П. Система социологии. Т. 1. Социальная аналитика. Ч. 2. Сыктывкар: Коминвест, 1991 [1920].

Шабанова М.А. Этичное потребление как инновационная практика гражданского общества в России // Общественные науки и современность. 2015. № 5. С. 19–34.

Abdul-Muhmin A.G. Explaining consumers’ willingness to be environmentally friendly // International Journal of Consumer Studies. 2007. Vol. 31. No. 3: 237–247.

Ariztía T., Kleine D., Brightwell D.G.S.L., Agloni N., Afonso R., Bartholo R. Ethical consumption in Brazil and Chile: Institutional contexts and development trajectories // Journal of Cleaner Production. 2014. Vol. 63: 84–92.

Church C., Lorek S. Linking policy and practice in sustainable production and consumption: an assessment of the role of NGOs // International Journal. Innovation and Sustainable Development. 2007. Vol. 2. No. 2: 230–240.

Cotte J., Trudel R. Socially conscious consumerism. A systematic review of the body of knowledge. Network for Business Sustainability Knowledge Project Series, University of Western Ontario/ Boston University, 2009.

Deng X. Factors influencing ethical purchase intentions of consumers in China // Social Behavior and Personality. 2013. Vol. 41. No. 10: 1693–1703.

Deng X. Understanding consumer’s responses to enterprise’s ethical behaviors: an investigation in China // Journal of Business Ethics. 2012. Vol. 107. No.2: 159–181.

Fuchs D., Lorek S. Sustainable consumption governance — a history of promises and failures’ // Journal of Consumer Policy. 2005. Vol. 28: 261–288.

Kong N., Salzmann O., Steger U., Ionescu-Somers A. Moving Business/Industry Towards Sustainable Consumption: The Role of NGOs // European Management Journal. 2002. Vol. 20. No. 2: 109–127.

Salamon L. Of Market Failure, Voluntary Failure and Third-Party Government: Toward a Theory of Government-Nonprofit Relations in the Modern Welfare State // Journal of Voluntary Action Research. 1987. Vol. 16. No. 1/2: 29–49.

Wallis J., Killerby P. Social economics and social capital // International Journal of Social Economics. 2004. Vol. 31. No. 3: 239–258.

Содержание номера № 8, 2017