Религиозность верующих Екатеринбургской метрополии: от ортодоксии к постсекулярной эклектике


Гришаева Е. И.

Кандидат философских наук, ассистент кафедры религиоведения Уральского федерального университета, Екатеринбург, Россия ekaterina.grishaeva@urfu.ru

Фархитдинова О. М.

Кандидат философских наук, доцент кафедры религиоведения Уральского федерального университета, Екатеринбург, Россия ofarhetdin@mail.ru

Шумкова В. А.

Ассистент кафедры религиоведения Уральского федерального университета, Екатеринбург, Россия. the.bitter.end@list.ru

ID статьи на сайте журнала: 6816


Ссылка при цитировании:

Гришаева Е. И., Фархитдинова О. М., Шумкова В. А. Религиозность верующих Екатеринбургской метрополии: от ортодоксии к постсекулярной эклектике // Социологические исследования. 2017. № 8. С. 106-117


Аннотация

Уменьшение авторитета традиционных религиозных институтов, религиозный индивидуализм и плюрализм меняют религиозность современных верующих. Верующие комбинируют ортодоксальные и неортодоксальные религиозные идеи и практики, исходя из ценностных установок и образа жизни. Для определения этого явления мы использовали термин эклектичная религиозность — комбинацию спиритуальных и квазинаучных идей и практик, которая характерна для религиозного опыта части православных верующих. В статье представлены результаты социологического опроса православных Свердловской области. Показано, какие неортодоксальные практики в наибольшей степени распространены среди верующих. Установлено, что наиболее значимыми факторами, влияющими на распространение эклектичной религиозности, являются уровень религиозности и возраст, в зависимости от их соотношения выделены пять групп верующих.


Ключевые слова
постсекулярное общество; социология религии; православие; Русская православная церковь; вернакулярная религия; религиозный плюрализм; деинституционализация религии; неортодоксальные идеи и практики; эклектичная религиозность; уровень религиозности

Список литературы

Беляев Д.О. Опыт эмпирического исследования гетеродоксальной религиозности в современной России // Социологические исследования. 2009. № 11. C. 88–98.

Каариайнен К., Фурман Д. Религиозность в России в 90-е годы // Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России. СПб.; М.: Летний сад, 2001. С. 7–48.

Каргина И.Г. “Фуззи” религиозность как следствие трансформаций современного христианства в модернизирующемся обществе // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2009. № 4. С. 89–96.

Лебедев С.Д. Парадоксы религиозности в мире Позднего Модерна // Социологические исследования. 2010. № 12. С. 85–94.

Лебедев С.Д., Сухоруков В.В. Тесный путь не туда? // Социологические исследования. 2013. № 1. С. 118–126.

Лукман Т. Дополнение к третьему немецкому изданию “Невидимой религии” // Социологическое обозрение. 2014. Т. 13. № 1. С. 139–154.

Панченко А.А. Христовщина и скопчество: Фольклор и традиционная культура русских мистических сект. М.: ОГИ, 2004.

Пронина Т.С. Религиозная идентичность как психосоциальный феномен // Вестник русской христианской гуманитарной академии. 2015. Т. 16. Вып. 2. С. 154–166.

Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек. М.: Юнити-дана, 2008.

Фолкнер Д., де Йонг Г. Религиозность в пяти измерениях: эмпирический анализ // Социологические исследования. 2011. № 12. C. 69–76.

Эрвье-Леже Д. В поисках определенности: парадоксы религиозности в обществах развитого модерна // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. № 1. С. 254–268.

Ammerman N. Introduction: Observing Modern Religious Life // Everyday Religion: Observing Modern Religious Lives. New York: Oxford University Press, 2007. P. 3–18.

Borowik I. Orthodoxy Confronting the Collapse of Communism in Post-Soviet Countries // Social Compass. 2006. 53 (2): 267–278.

Curanovic A. The Religious Diplomacy of the Russian Federation. Paris: Russia/NIS Center, Ifri, 2012

Dobbelaere K. Towards an Integrated Perspective of the Processes Related to the Descriptive Concept of Secularization // Sociology of Religion. 1999. 60 (3): 229–247.

Grishaeva E., Cherkasova A. Orthodox Christianity and New Age Beliefs among University Students of Russia: a Case of Post-Communist Mixed Religiosity // Religion and Society in Central and Eastern Europe. 2013. 6 (1): 9–20.

Heelas P. Detraditionalizing the Study of Religion // The Future of the Study of Religion: proceeding of Congress 2000. Leiden: Brill, 2004. Р. 251–272.

Luckmann T. The invisible religion: The problem of religion in modern society. New York: Macmillan, 1967.

Mitrofanova A., Zoe K. The Russian Orthodox Church // Eastern Christianity and Politics in the XXI Century. London; New York: Routledge, 2014. P. 38–67.

Primiano L.N. Vernacular Religion and the Search for Method in Religious Folklife // Western Folklore. 1995. 54 (1): 37–56.

Titarenko L. On the Shifting Nature of Religion during the Ongoing PostCommunist Transformation in Russia, Belarus and Ukraine // Social Compass. 2008. 55 (2): 237–254.

Thompson J.B. Ideology and Modern Culture: Critical Social Theory in the Era of Mass Communication. Stanford University Press, 1990.

Yoder D. Toward a Definition of Folk Religion // Western Folklore. 1974. 33 (1): 2–15.


Содержание номера № 8, 2017