Потенциал успешного родительства в приемных семьях


Безрукова О. Н.

Кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии политических и социальных процессов Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, Россия o.bezrukova@ spbu.ru

Самойлова В. А.

Кандидат психологических наук, доцент кафедры теории и практики социальной работы Санкт-Петербургского государственного университета Санкт-Петербург, Россия v.samojlova@spbu.ru

DOI: 10.7868/S0132162517110125
ID статьи на сайте журнала: 6939


Ссылка при цитировании:

Безрукова О. Н., Самойлова В. А. Потенциал успешного родительства в приемных семьях // Социологические исследования. 2017. № 11. С. 111-121.
DOI: 10.7868/S0132162517110125


Аннотация

На основе оценки родительского потенциала и успешности родительства анализируются типологические характеристики родителей в приемных семьях. Выделены четыре группы приемных родителей – компетентные, пластичные, жесткие, уставшие. Выявлены образы приемного ребенка в восприятии родителей. Показана необходимость учета имеющихся дефицитов и сильных сторон потенциала родителей для дифференцированных подходов к сопровождению. Предлагаются ключевые принципы работы специалистов с родителями в замещающих семьях.


Ключевые слова
дети; семья; приемная семья; приемное родительство; дети-сироты; родительский потенциал; успешное родительство

Список литературы

Безрукова О. Н. Модели родительства и родительский потенциал: межпоколенный анализ // Социологические исследования. 2014. № 9. С. 85–97.

Безрукова О. Н., Самойлова В. А. Авторитарность в родительской культуре матерей // Социологические исследования. 2016. № 8. С. 44–54.

Безрукова О. Н., Самойлова В. А., Рыскина В. Л. Культурный капитал материнства и ценности семейного воспитания: сравнительный анализ // Социологический журнал. 2016. № 3. С. 107–128.

Красницкая Г. Адаптация ребенка в новой семье // Социальная педагогика в России. 2010. № 4. С. 59–64.

Морозова И. С., Белогай К. Н., Отт Т. О. Особенности детско-родительских отношений в приемных семьях // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. № 3–3 (59). С. 146–151.

Палиева Н. А., Савченко В. В., Соломатина Г. Н. Мотивация принятия приемного ребенка в замещающую семью // Общество. Среда. Развитие. 2011. № 1. С. 132–137.

Полякова О., Орлова А. Школа приемных родителей: принципы, устройство, документы. М.: Лепта Книга, 2016.

Саралиева З. Х. Субинститут родительства в современных семейных системах // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2014. № 2 (34). С. 118–123.

Тихонова И. В. Ретроспективное исследование мотивов принятия ребенка в семьях с разным уровнем эффективности замещающей заботы // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова 2015. Том 21. № 4. С. 221–226.

Cole S. A. Foster Caregiver Motivation and Infant Attachment: How do Reasons for Fostering Affect Relationships? // Child and Adolescent Social Work Journal. 2005. Vol. 22. P. 441–458.

Harden B. J., Panlilio C., Morrison C., Duncan A. D., Duchene M., Clyman R. B. Emotion regulation of preschool children in foster care: the influence of maternal depression and parenting // Journal of Child and Family Studies. 2017. Vol. 26 (4). P. 1124–1134.

Kobasa S. C., Maddi S. R., Kahn S. Hardiness and health: a prospective study // Journal of Personality and Social Psychology. 1982. Vol. 42. P. 168–177.

Scozzaro Ch., Janikowski T. P. Mental Health Diagnosis, Medication, Treatment and Placement Milieu of Children in Foster Care // Journal of Child and Family Studies. 2015. Vol. 24 (9). P. 2560–2567.

Thompson H., McPherson S., Marsland, L. Am I damaging my own family? Relational changes between foster carers and their birth children // Clinical Child Psychology and Psychiatry. 2016. Vol. 21 (1). P. 48–65.


Содержание номера № 11, 2017